Смотреть в глаза!

«Особое мнение» Стивена Спилберга

«Особое мнение» Стивена Спилберга

Жить с широко закрытыми глазами для Тома Круза — вполне привычное состояние благодаря Стэнли Кубрику и его последнему фильму. Иначе верная погибель, если ты существо 2054 года.

В общем-то и не столь уж отдаленное будущее представлено в новой картине Стивена Спилберга «Особое мнение». Автомобили движутся, как лифты, не так, конечно, как в «Пятом элементе», но все же. Гигантские механистические пространства населены нелюдью, какими-то роботами. Общество 2054 года стало техногенным окончательно и бесповоротно, настоящим искусственным разумом в отсутствие жизни. Каким оно будет — решала команда ученых разных профессий, специально собранная Спилбергом в процессе подготовки фильма. Файлы, которые просматривает герой Тома Круза, подобны голографическим картинкам в натуральную величину. Его Джон Андертон беседует с визуальными компьютерными образами жены и сына как с реально существующими в пространстве квартиры, хотя этих людей рядом нет, а маленький сын и вовсе погиб несколько лет назад.

Пугает не страх перед техническим прогрессом (в свое время пролетарский писатель Максим Горький был насмерть перепуган даже синематографическим сеансом), а то, что относится скорее к сфере чувств: к психо, не техно. Сам Спилберг считает, что предсказания Джорджа Оруэлла начинают сбываться не в двадцатом, а в двадцать первом столетии. Что Большой Брат наблюдает за нами, и наша маленькая частная жизнь полностью исчезнет через двадцать — тридцать лет. Человек будущего обречен на ситуацию «за стеклом». Даже в том случае, если является законопослушным гражданином, а не потенциальным убийцей.

Отдел доубийств, существующий в полицейском управлении Америки, может вторгнуться в жилище любого, если, скажем, под одной крышей с ним случайно окажется другой гражданин, теоретически способный убить. Не имеет значения, что за миг до преступления тот передумает и откажется от криминального замысла. Он на крючке априори. К вам в квартиру запустят паукообразных техносуществ, и они пытливо будут всматриваться в ваши зрачки, по которым тут же зафиксируют, опасны вы для социума или нет. Если да, то дорога вам, любезному, в колбу, где хочешь не хочешь — проведешь остаток дней. При этом право на ошибку не исключено. Не только приборы, но и люди имеют обыкновение ошибаться. Может, ты убивать вовсе не намерен, фантазия замочить босса возникла чисто теоретически, но расплата неизбежна. А пока езди спокойно в подземке, смотри в глаза камере, фиксирующей сияние твоих открытых глаз в вагоне метро. Жутковатая картинка.

Спилберг и не был бы тем, кто он есть, когда б не высокие технологии и режиссерский дар в той сфере, что ныне именуется футуристическим кино, в сфере того, что отдалено от реальности всего-то несколькими годами прогресса цивилизации. Спилберг доходит до истин, которые переводят классно сделанную киноработу в разряд пророчеств. Он — философ. И то, к чему он приводит героя Тома Круза, главного специалиста отдела допреступлений, — это фатальная неизбежность того, что изначально предопределено судьбой. Если угодно, рок. Написано на роду убить — убьешь, даже если не хочешь. Герой и не помышлял ни о чем таком, пока плавающие в киселеобразной жидкости существа-провидцы не протранслировали образы будущего убийства, которое в ближайшее время совершит главный борец с преступлениями. Крузу надо отдать должное. Он не только отличный каскадер (все трюки делает сам), но и думающий артист, привнесший разумную пропорцию между этими составляющими. Да и сама идея сделать фильм по рассказу Филиппа К.Дика исходит от него. Это он увлек Стивена Спилберга, предложив ему первоначальный сценарий.

Заманчиво иметь средства, способные стопроцентно ликвидировать убийства в стране. Но цена слишком высока. В системе случаются сбои. Вдруг человек в последний момент передумает, будет иметь особое мнение, вопреки року, наконец. Но его повяжут все равно, и сидеть ему теперь в банке, в страшных хранилищах для потенциальных убийц в отделе допреступлений. Это — с одной стороны. А с другой, где гарантии того, что не найдется человек вроде героя несравненного Макса фон Зюдова, намерения которого коварны и вероломны. Поневоле станешь жертвой зла. Если уж с проблемой добровольного ухода из жизни безнадежно больных ничего не смогли решить, опасаясь, что отправят на тот свет кого не надо, то уж в ситуации, предложенной Спилбергом, и вовсе такую кашу можно заварить, что мало не покажется. Человек слаб и порочен по природе своей.

Джеймс Бонд — славный рекламист автомобильных марок и мобильных телефонов, горячительных напитков и прочих аксессуаров настоящих мужчин. Герой Круза идет по его стопам. Разъезжает на специально созданной для фильма модели «Лексус» (на авто этой марки ездит и сам Спилберг), похожей на космический объект. Из других брэндов рекламируется мобильник «NOKIA» модели 7650, параметры которого грандиозны, но на экране не производят особого впечатления. Герой Круза проходит мимо витрин и рекламы одежды «GAP», и ничего. Еще не известно, кто кому за сие видение приплачивать должен.

Светлана Хохрякова

реклама