Юбилейные гастроли Израильского филармонического
Когда я впервые увидел анонс концерта Израильского филармонического оркестра, который к моменту написания этих заметок уже состоялся на сцене Концертного зала имени Чайковского (20 мая), то мое удивление вызвало лишь одно «техническое» обстоятельство. Дело в том, что пора нынешнего московского визита израильских «филармоников» с Зубином Метой – это конец весны, май, тот самый «горячий» месяц, когда во Флоренции полным ходом идет ежегодный знаменитый на весь мир фестиваль «Maggio Musicale Fiorentino», художественным руководителем которого является, опять же, не кто иной, как маэстро Мета. Но удивление быстро проходит, когда становится понятно, что свою весьма интенсивную и весомую долю личного участия в фестивале этого года (серия спектаклей новой постановки «Кавалера розы» Рихарда Штрауса и симфонический концерт) маэстро исчерпал уже практически за первую декаду мая… И вот, к радости отечественных меломанов, Зубин Мета снова в Москве!
С Израильским филармоническим оркестром маэстро приезжает в нашу страну, конечно же, не впервые: в последний раз это было шесть лет назад – и тогда этому коллективу выпала честь открывать Первый фестиваль симфонических оркестров мира, который в июне этого года будет проводиться уже в седьмой раз и который за это время успел стать неотъемлемой частью музыкальной жизни Москвы. Нынешний визит Израильского филармонического оркестра проходит в рамках юбилейного сезона, в котором коллективу исполнилось 75 лет. Дата его рождения – 26 декабря 1936 года: в этот день на концерте в Тель-Авиве за дирижерский пульт нового, только что созданного оркестра (Оркестра Палестины, а ныне – Израильского филармонического) встал великий итальянский мэтр Артуро Тосканини. Сегодня без этого оркестра облик современной музыкально-академической жизни Израиля представить уже просто невозможно, а благодаря Зубину Мете имя этого коллектива стало одним из мировых музыкальных брендов.
Сотрудничество Зубина Меты с оркестром началось в 1969 году на посту музыкального консультанта. В 1977-м маэстро был назначен его художественным руководителем, а еще спустя четыре года это звание было присвоено ему пожизненно. Зубин Мета – личность в мировом музыкальном искусстве, можно сказать, уже поистине легендарная: список его интернациональных званий, титулов и наград – просто целое море, но на этот раз в него втекла еще одна неведомая доселе река. Перед началом второго отделения концерта Зубину Мете были вручены диплом, мантия и полагающиеся знаки отличия Почетного академика Российской академии… художеств. Понимай, как хочешь, но даже если под словом «художник» подразумевать творца любого искусства вообще, то всё равно эта награда, определенно, из разряда необычных. При этом, конечно же, не возникает абсолютно никаких сомнений: присуждена она однозначно по адресу! Так что, браво, маэстро Мета! Отныне Вы и российский художник! И спасибо Вам, что в своей ответной речи Вы несколько слов даже сказали по-русски! Это было очень искренне и трогательно!
…Нынешний концерт в Москве Израильского филармонического оркестра был организован на достаточно высоком межправительственном уровне благодаря трехстороннему взаимодействию Министерства культуры Российской Федерации, Посольства Государства Израиль в Российской Федерации и Московской государственной академической филармонии. Более того, этот концерт, в котором в качестве солиста принял участие известный российский пианист Денис Мацуев, был приурочен к 20-летию возобновления дипломатических отношений между Россией и Израилем. И, несомненно, просто замечательно, что эта культурная акция послужит делу дальнейшего укрепления и развития сотрудничества между двумя странами. Всё это так, но если обратиться непосредственно к музыкальным впечатлениям от нынешнего приезда израильских музыкантов, то, на мой взгляд, в отличие от их блистательного выступления в Москве на Фестивале симфонических оркестров мира в 2006 году, нынешнее выступление полноценной сенсацией не стало.
В прошлый приезд коллектива на сцене Колонного зала Дома Союзов была представлена программа из произведений Бетховена (увертюра «Леонора» № 3), Рихарда Штрауса («Тиль Уленшпигель») и Берлиоза («Фантастическая симфония»). Особенно поразило и восхитило тогда просто фантастическое исполнение «Фантастической» Берлиоза! Несомненно, радость от встречи с искусством этого прославленного коллектива и невероятно харизматичного маэстро была и на этот раз, но нынешние ощущения от восприятия исполненной музыки были лишь на уровне какой-то вполне обыденной отстраненности и сáмой что ни на есть простой рациональности слушательского стереотипа. Для опусов Бетховена, обрамлявших программу вечера – увертюры из музыки к «Эгмонту» Гёте и Симфонии № 7 – это был уровень вполне добротного, вполне качественного музицирования, но отнюдь не уровень изысканных интерпретаций. Всё было очень предсказуемо, всё игралось слегка тяжеловатым, лишенным изящества и филигранной отточенности звуком. В этих исполнениях, конечно же, жила душа, и кипели глубокие страсти, но того оркестрового лоска, того «инструментального драйва», который заставил бы безотчетно и полностью раствориться в музыке, им явно недоставало.
Совершенно неожиданный эффект вызвало исполнение «нашего музыкального всего», то есть Первого фортепианного концерта Чайковского – центрального номера программы, на который, кажется, и делалась основная «ударная» ставка. Прочтение этого опуса оказалось нарочито жестким, напористым, практически лишенным привычного с давних пор ощущения мелодического очарования не только в оркестре, но и в звуках солирующего инструмента. В этой связи опять же не могу не вспомнить, что чуть более года назад в этом же зале, с этим же дирижером, маэстро Зубином Метой, но с другим оркестром, Оркестром «Maggio Musicale Fiorentino», Денис Мацуев блестяще солировал в Третьем фортепианном концерте Бетховена. Однако с русской музыкой, тем более, с таким ее хрестоматийным образцом, на этот раз что-то не заладилось. Виртуозность пианиста вылилась в стремительный натиск, почти «агрессию»: создавалось впечатление, что исполнитель опаздывает на поезд, который должен уйти через пять минут, а ему играть еще целый концерт… Что же касается оркестра, то и он откликался на игру пианиста примерно в той же манере, взрываясь «несколько не сведёнными» децибелами на tutti, не расцвеченными проработанной выделкой музыкальной фактуры, а в немногочисленных лирических эпизодах второй части особой лиричностью и не отличаясь…
Так стоит ли при этом драматизировать ситуацию? Наверное, всё же нет. Даже при том, что трактовка Первого фортепианного концерта Чайковского оказалась такой непривычно «экзотической» для слуха, а исполнение Седьмой симфонии Бетховена – скорее просто «чувственным», чем «инструментально прочувствованным», я абсолютно уверен, что для истинного меломана этот концерт Израильского филармонического оркестра явился интересным опытом живого слушательского восприятия, пусть спорным, но несомненно ценным с точки зрения расширения палитры исполнительских трактовок. Если бы все оркестры были похожи друг на друга, как «два моря воды», музыкальная жизнь была бы скучна и неинтересна. Глобализация в мире музыки просто бессмысленна уже в силу самой индивидуальной природы музыкального творчества: ведь даже коллективное оркестровое звучание – продукт целого содружества творческих индивидов, погоду в котором, конечно же, делает индивидуальность дирижера.
Понятно, что особый почерк звучания Израильского филармонического оркестра уже долгое время культивирует его пожизненный главный дирижер и художественный руководитель Зубин Мета, и даже за два последних московских сезона мы смогли убедиться, насколько по-разному под взмахом его дирижерской палочки звучат, к примеру, Израильский филармонический оркестр и Оркестр «Maggio Musicale Fiorentino». При этом главное – чтобы зарубежные оркестры в принципе постоянно звучали в наших концертных залах, и чем больше – тем, несомненно, лучше…