Библиотека Московской консерватории получила в дар от Родиона Щедрина его личную нотную библиотеку. За прошедший век это самое крупное поступление в консерваторские библиотечные фонды, осуществленное на благотворительных началах.
По объему это собрание не уступает собраниям В. Одоевского и С. Танеева. А последние, как известно, стали основой библиотеки Московской консерватории, одной из крупнейших музыкальных библиотек страны. Предварительная опись коллекции Р.Щедрина содержит 685 наименований нотной литературы, охватывающей период с XVII по ХХ столетие.
«Фундамент» был заложен еще отцом композитора Константином Михайловичем, который так же, как и сын, был выпускником Московской консерватории, а затем преподавал здесь. Библиотека может служить зеркалом личности и времени. К примеру, 10-е годы ХХ века. В русском музыкальном обществе еще очень сильны влияния вагнеровских идей. Еще совершаются паломничества в Байрейт, еще свежи впечатления от постановки «Кольца нибелунга» на Мариинской сцене под управлением Э. Направника. В библиотеке старшего Щедрина ныне раритетные издания (SCHOTT) вагнеровских опер соседствуют с сочинениями Скрябина, еще одного властителя дум того времени...
С середины 40-х годов библиотека Щедриных формируется уже с учетом интересов двух музыкантов. 12-летний Родион Щедрин поступает в Хоровое училище. Увлекается композицией и игрой на рояле. Делает стремительные успехи, о чем свидетельствует автограф директора училища А.Свешникова и педагога по фортепиано Г.Динора на двуручном фортепианном переложении Девятой симфонии Бетховена: «Робику Щедрину — отличнику музыкальной учебы в 1946 — 47 учебных годах». А спустя полвека композитор Р.Щедрин получает почетный заказ написать симфоническое произведение, предваряющее знаменитую последнюю бетховенскую симфонию. Премьера Preludium состоялась в Нюрнберге в знаменательные дни начала третьего тысячелетия.
Автографы — пожалуй, самая ценная часть собрания Щедрина. Р.Щедрин — единственный из русских композиторов — обладает даже не одним, а тремя автографами К.Орфа. (Кстати, именно по рекомендации последнего Щедрин стал в 1976 году членом-корреспондентом Баварской академии искусств.) Несколькими же годами ранее, вскоре после американской премьеры второго концерта для оркестра «Звоны», заказанного Л.Бернстайном к 125-летней годовщине Нью-Йоркской филармонии, в библиотеке композитора появился автограф «Царя Игоря»: «С пристрастиемъ ... И.Стравинский». Сочинения Стравинского занимают почетное место в библиотеке Щедрина. Практически здесь представлен весь Стравинский, в том числе и такая редкость, как парижское издание партитуры «Петрушки» в редакции 1947 года, привезенной в подарок композитору Л.Брик и В.Катаняном в конце 50-х годов.
Библиотека Щедрина демонстрирует посвященным поистине энциклопедический кругозор ее обладателя: к примеру, XVII век и его центральная фигура — великий лейпцигский кантор. Но самое ценное, пожалуй, ХХ век. Здесь не осталось ни одного из творческих направлений, обойденных вниманием композитора. Французский, итальянский и польский авангард 50 — 60-х годов, современные американская, немецкая школы, классики века, в том числе уникальные издания партитур опер Б.Бриттена, А.Берга, Б.Бартока, Б.А.Циммермана, сочинения Ч.Айвза, А.Шенберга, А.Веберна, П.Хиндемита, О.Мессиана, Х.В.Хенце, П.Булеза, Л.Берио и Л.Ноно (последние с дарственными надписями)...
Внутренняя интеллектуальная жизнь обладателя библиотеки оставалась свободной и независимой от общепринятых установлений. (Напомним, что во времена, когда была собрана большая часть этой коллекции, у нас «процветал» кризис буржуазной культуры.) Широта эстетических интересов, которую демонстрирует библиотека Щедрина, позволяет понять, почему так востребован в мире его талант. По существу, с первых своих профессиональных шагов композитор открыт всему новому, яркому, и профессиональное знание для него — естественное жизненное состояние.
Библиотека Щедрина известна в кругу посвященных. Об этом свидетельствует, например, автограф Э.Денисова (кстати, не единственный в собрании Щедрина) на клавире оперы «Улисс» Л.Даллаппикколлы: «Дорогой Родион, мне очень хотелось подарить тебе что-нибудь ко дню твоего рождения, и я надеюсь, что этих нот в твоей большой библиотеке нет. Я тебя от души поздравляю с твоим юбилеем. Ты — настоящий композитор и очень хороший человек. Я тебе желаю всего самого доброго и прежде всего много новой и хорошей музыки. Искренне твой... 16.12.82 Эдисон».
Как-то Щедрин сказал, что настоящего композитора делает не школа, не личность педагога. Композитора делает он сам. Его острый и непредвзятый интерес к искусству. В этом смысле нотная библиотека самого Щедрина — своего рода коллективный учебник композиции, гармонии, формы, полифонии, оркестровки и истории музыки, бесценный опыт поколений, без познания которого трудно найти свою ариаднину нить в творческой жизни.
Екатерина Власова