Молодежь — в театр, стариков — на улицу

Начался Мюнхенский оперный фестиваль

Несколько дней назад открылся один из самых важных оперных марафонов в Европе — Мюнхенский фестиваль. В течение всего июля спектакли будут даваться каждый день на разных площадках города, однако, как и прежде, самые ответственные премьеры сыграют на сцене Баварской государственной Оперы.

Музыкальных сцен у мюнхенцев стало на одну больше — прошлым летом премьерой «Идоменея» открылся после реставрации Театр Кювийе. Спектакль в постановке Юргена Розе можно будет посмотреть и этим летом. Кризисные явления на проведении знаменитого фестиваля не сказались: программа была сделана с роскошным размахом, а билеты на культовые события, под каковыми баварцы понимают, например, скромный лидерабенд с вокальным циклом Шуберта, или лидерматине с рядовыми солистами Баварской Оперы, или постановку с участием любимцев — Йонаса Кауфмана и Эдиты Груберовой, — раскуплены за несколько месяцев до начала мероприятий. И это еще не все: нынешний фестиваль проходит при новом интенданте, экс-лидере венского Бургтеатра Николаусе Бахлере.

Вместе с дирижером-радикалом Кентом Нагано, который работает в театре третий сезон, Бахлер настроен выпускать только самую передовую продукцию вроде мировых премьер опер и балетов и активно участвовать в городской фестивальной жизни. Так, чопорный оперный фест в самом начале смешался с более раскованным во всех отношениях праздником, который в восьмой раз устраивает в столице Баварии Гипоферайнсбанк. 27 июня, в ночь открытия фестиваля, классическая музыка и вокал выплеснулись на улицу — Кент Нагано, Аннетте Даш и Павол Бреслик приняли участие в уличных программах бесплатного для зрителей праздника, устроенного банком в разных местах города. Сюда слетелись писатели, поэты, философы, джазмены и оперные люди.

Николаус Бахлер, как только приехал в Мюнхен, настроился на омоложение старого театра. Еще в начале сезона он уволил пожилых капельдинеров (а те были — видавшие виды театральные дедушки, очень строгие), заменив их бравыми молодцами в гламурных костюмах. Шаг это был, в общем-то, сомнительный и рискованный. Может, он рассчитывал, что государственные чины, которые отворачиваются от «заевшегося» оперного театра все дальше, так как туда ходят люди обеспеченные и чаще в возрасте, а нищая молодежь так и слоняется без дела, вдруг увидят помолодевшую оперу и захотят выделять побольше средств. Театр ведь, как известно, начинается с вешалки, а грозные старцы при входе и впрямь отпугивали от главного театра молодых людей. В любом случае, на молодежный праздник Гипоферайнсбанка был выслан десант лучших сил в виде главного дирижера, сопрано и тенора, на чьих хрупких плечах зиждется и основная программа Мюнхенского фестиваля. Но за народную любовь приходится платить — звезды не ропщут, покорно идут работать в режиме open air. С другой стороны, для отвода глаз консервативных любителей музыки и меломанов-католиков придумали симпатичную приманку: Кент Нагано, хор и оркестр Баварской Оперы, плюс новая звездочка Елена Цаллагова в компании с другими молодыми певцами театра открыли фестиваль во время церковной службы. Была исполнена месса Франца Шуберта в церкви Святого Михаила — вход для желающих опять же свободный.

Традиционная программа «Опера для всех» получила прирост: к опере добавился концерт, который уже транслировали 28 июня на гигантском экране на площади перед театром (Кент Нагано продирижировал симфоническими произведениями Брукнера и Вагнера). Всеобщей же оперой станет в этом году «Лоэнгрин» — премьера фестиваля с Йонасом Кауфманом в заглавной роли. Спектакль ставит англичанин Ричард Джонс вместе с Ультцем (псевдоним театрального художника из Великобритании). В роли Эльзы — Аня Хартерос, также одна из главных фавориток Мюнхенского фестиваля.

Кроме «Лоэнгрина», состоятся и другие премьеры. В придворной церкви Всех Святых Джей Швартц продирижирует свою оперу «Нарцисс и Эхо» в постановке Кристианы Поле. Кент Нагано представит редкую оперу Бернстайна «Волнения на Таити» — в театре Кювийе. Постановка Шорша Камеруна.

Среди премьер сезона, которые будут вторично сыграны на фестивале, — «Аида», «Лукреция Борджа», «Енуфа», «Палестрина». «Аида» входит в серию инсценировок Верди, которого всегда много в программе и не всегда в радикальном виде. Этот спектакль сделал более чем умеренный в пристрастиях к осовремениванию всего и вся немец Кристоф Нэл, зато за дирижерский пульт встанет революционер Даниэле Гатти. В роли Радамеса — Сальваторе Лиситра, а Амнерис споет наша соотечественница, быстро продвигающаяся на оперном олимпе в основном через вагнеровский репертуар Екатерина Губанова (замечательная Брангена в «Тристане и Изольде» в Париже и Петербурге). «Лукрецию» Кристоф Лой поставил в этом сезоне для Эдиты Груберовой, и мюнхенцы теперь ждут не дождутся новой фестивальной встречи с легендой. За пультом — Бертран де Бийи. Он же отвечает за старую продукцию Юргена Розе — оперу «Вертер», на которой зал ритуально рыдает навзрыд. Исполнителя Вертера — Петра Бечалу — заменить нельзя, так как он этим плачем дирижирует. В этом году вместе с Весселиной Казаровой и Еленой Цаллаговой, которые поют Шарлотту и Софи соответственно.

Новую «Енуфу» поставила Барбара Фрай, драматический режиссер из Базеля. Одновременно это дирижерская работа Кирилла Петренко, который два года после ухода из берлинской Комише Опер просидел в засаде (по его собственному выражению — в творческом отпуске) и вот сейчас «всплыл» в Мюнхене. О премьере «Палестрины» Пфицнера «Культура» писала специально, поэтому на ней можно не останавливаться. В «Воццеке» Андреаса Кригенбурга за пульт в десятый раз за фестиваль встанет Нагано, а в заглавной роли можно будет послушать Михаэля Фолле, постоянного участника и оперного феста, и спектаклей в течение года (напомню, что Фолле пел ту скандальную премьеру «Онегина» в постановке Кшиштофа Варликовского и даже нашелся что сказать репортерам после спектакля в защиту режиссерской трактовки. — Е.Б.). Несколько раз пройдет премьерный «Макбет» Мартина Кушея с умопомрачительной Леди Макбет в исполнении Нади Михаэль. За «Макбетом» потянутся остальные оперы Верди «из подбора» — будет сыгран «Отелло» в постановке Франчески Замбелло, «Набукко» Янниса Кокоса, «Луиза Миллер» Клауса Гута, «Фальстаф» Айке Граммса. Составы певцов — первоклассные, режиссеры — скорее, второго плана. На эти спектакли билеты почти раскуплены самой консервативной частью зрителей: за каждым стоят влиятельные спонсоры, поэтому такие постановки неизбежно ставят в репертуар. Это обновлению не подлежит. Так же, как вечна «Норма» в постановке Розе. Это еще один шедевр для божественной Эдиты Груберовой. А оппозицию ее героине составит другая «божественная» — Софи Кох (Адальджиза). На этом спектакле предусмотрены очередные потоки слез — трогательная Софи Кох (Шарлотта из «Вертера» два года назад) их обеспечит сполна.

Хит прошлогоднего фестиваля «Ариадна на Наксосе» в постановке Роберта Карсена будет сыграна несколько раз в связи с хорошим спросом на этот шедевр Штрауса, так как все, что баварцы считают своим национальным достоянием, раскупается ими великолепно.

Героини лидерабендов — Диана Дамрау с франко-немецкой программой и Вальтрауд Майер с чисто немецкой. Йонас Кауфман споет «Прекрасную мельничиху» с утра, во время лидерматине.

Кроме опер, предусмотрены и камерные концерты — новинка фестиваля. Инициатор — Кент Нагано. Вечера и утренники камерной музыки пройдут по церквям и концертным залам.

Есть подозрение, что по концентрации событий Мюнхенский фестиваль побьет все рекорды успешности, затмив своих конкурентов из Экс-ан-Прованса и Зальцбурга, не говоря уже о Байройте и итальянских фестивалях-калеках, пострадавших от кризиса, судя по их сокращенным программам.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама