Одноразовый «Аттила»

Ильдар Абдразаков в роли Аттилы (постановка Мариинского театра). Автор фото — Наташа Разина

Мариинский театр продолжает ставить репертуарные рекорды. К внушительному списку вердиевских опер, поставленных на его сцене, добавилась ещё одна – «Аттила». Премьера, состоявшаяся под занавес фестиваля «Звёзды белых ночей», должна была стать кульминацией двухмесячного музыкального праздника. Должна была, но не стала...

«Аттила» – героико-патриотическая опера, действие которой разворачивается в середине 5 века нашей эры в Аквилее, городе на севере Италии, и окрестностях Рима во время бесчисленных сражений латинской цивилизации с ордами варваров-завоевателей. В опере четыре главных героя – вождь гуннов Аттила (бас); дочь убитого им правителя Аквилеи, жаждущая мести Одабелла (сопрано); ведущий двойную игру римский полководец Эцио (баритон); возлюбленный Одабеллы, аквилейский воин Форесто (тенор). Народ – также полноправный участник действия. В опере звучат хоры гуннов, друидов, языческих жриц, христиан.

Опера не стала бесспорным достижением Верди и содержит как потрясающие по силе воздействия драматургические и музыкальные находки, лучшие из которых будут претворены в следующем за ней «Макбете» – вершине творчества композитора 1840-х годов, так и трафаретно-банальные эпизоды. Но «Аттила», тем не менее, – чрезвычайно благодарный материал для постановщиков и исполнителей. Это большое эпическое полотно, в ткань которого вплетены и религиозный конфликт, и любовный треугольник, и мистические темы судьбы и проклятья. Развернутые вокальные партии предъявляют высочайшие требования к исполнительскому мастерству основных действующих лиц. Очевидно, что обращение к оперному раритету имеет смысл только при наличии неординарных художественно-постановочных решений и выдающихся по вокальному и актёрскому уровню исполнителях.

Если с музыкальным уровнем в Мариинке обычно всё благополучно, то с уровнем постановок – просто беда! Похоже, что единственное требование, предъявляемое руководством театра к соискателям вакансий постановщиков – наличие иностранного гражданства. Иначе невозможно объяснить бесконечную череду невнятных постановок малоизвестными тружениками заштатных европейских театриков. Вот и на этот раз были приглашены бывший мексиканский танцовщик, а ныне режиссер-постановщик Мекленбургского театра в Шверине Артуро Гама, дизайнер-фрилансер Франк Филипп Шлоссман (художник-постановщик и художник по костюмам) и Хане Лоосен – стипендиатка университета в канадском Калгари (художник по костюмам). Мы не против новых имён, мы против примитива! Но иначе, чем «примитивной», эту постановку и не назовёшь…

Невыразительный каменный портал, напоминающий нам о римских развалинах, обрамлял сцену на протяжении всего спектакля. Иногда сценическое пространство заполняли торчащие из земли колья, свисающие со стен тряпки. По полупрозрачному занавесу пробегали видеографические облачка и вспышки молний. Костюмы также не отличались разнообразием: варвары с длинными волосами – в тряпье, римляне – в жестяных доспехах. У тех и других – явно бутафорские мечи и копья. Режиссерские решения свелись к расстановке артистов на сцене и разводке их по углам. Воистину, можно только развести руками при виде столь откровенной неискушённости постановщиков.

Настоящим спасителем премьеры стал исполнитель заглавной партии Ильдар Абдразаков. Певец обладает яркой сценической харизмой и превосходными вокальными данными: его мощный «бархатный» голос с качественными верхними нотами звучит как инструмент – ровно на всем диапазоне. Российский бас, регулярно поющий на лучших сценах мира, уже выступал с этой партией в Метрополитен-опера и успел «врасти» в психологически изощрённую роль. Мариинский тенор Евгений Акимов блестяще справился с партией Форесто. Притягательный лирический тембр голоса в сочетании с искусным звуковедением и стабильным верхом позволяют достигать певцу впечатляющих результатов. Жаль, что в театре певцу часто поручают петь и Вагнера – его бы голос поберечь для итальянской музыки, требующей не только мощи, но и красоты!

Менее убедительным оказалось выступление Марии Гулегиной в партии Одабеллы. Выдающаяся певица не один десяток лет выступает в этой труднейшей роли, но её нынешнее вокальное состояние уже не позволяет демонстрировать стопроцентное качество. Качающийся верх, «смазанные» пассажи не компенсируются яркой эмоциональностью и мощным красивым голосом. Партия Эцио оказалась высоковатой для Владимира Ванеева: верхние ноты звучали плоско и натужено, хотя в целом его выступление заслужило благодарные аплодисменты. Хор и оркестр под управлением Валерия Гергиева выступили на достаточно высоком профессиональном уровне, но и не более того.

Наверняка эта малобюджетная постановка «Аттилы» не задержится на сцене Мариинского театра. Можно предположить, что она и задумывалась как разовое, коммерчески успешное мероприятие, «заточенное» под определённый «звёздный» состав исполнителей. Но неужели Мариинский театр настолько богат, чтобы покупать дешёвые, «одноразовые» постановки?!

Иван Фёдоров, operanews.ru

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама