Театр балета Бориса Эйфмана

Eifman Ballet of St. Petersburg

Город
Санкт-Петербург
Год основания
1977
Тип
Театр балета Бориса Эйфмана / Eifman Ballet of St. Petersburg

В 1977 году Борис Эйфман создает собственную труппу, «Ленинградский Новый балет», сегодня известную театралам всего мира как Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Концепция «Нового балета» была для своего времени новаторской и смелой — он изначально создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.

Уже первые спектакли новой труппы — «Двухголосие» и «Бумеранг» — принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Однако последователи традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за балетмейстером репутацию «хореографического диссидента».

В период конца 70-х — начала 80-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише театра появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Обращаясь к сюжетам классики, хореограф осваивает все новые жанры. Он создает спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, передававшего предельный накал страстей героев — такие, как балеты «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», «Легенда», «Тереза Ракен», «Идиот», «Поединок», «Мастер и Маргарита» и другие.

Эйфман-режиссер сумел заставить зрителя не просто любоваться красотой танцевальной ткани своих спектаклей, но активно сопереживать действию. Помимо творческих поисков, театр под руководством Бориса Эйфмана одним из первых в России разработал собственную модель организации и планирования театрального дела на принципах государственного и частного партнерства.

Труппа танцовщиков с особым пластическим мышлением, блистательно владеющих классическим танцем и искусством драматического перевоплощения, покоряет западную публику. «Теперь нет никаких сомнений в том, что хореограф Борис Эйфман — удивительный театральный волшебник, — пишет авторитетный театральный критик Клайв Барнс в газете „Нью-Йорк Пост“. — Пожалуй, единственное, в чем можно еще сомневаться — это является ли он последним ведущим хореографом ХХ века или первым хореографом века XХI».

Один из ведущих балетных критиков США Анна Кисельгоф называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это — Борис Эйфман».

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии своими спектаклями «Чайковский», «Я — Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин». 22 ноября 2011 г. на сцене Александринкого театра в Петербурге состоялась мировая премьера балета «Роден», посвященного судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Автор более сорока спектаклей, Борис Эйфман определяет жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Языком танца художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия: о поисках смысла жизни, о столкновении духовного и плотского в интимном мире человека, о познании истины.

«Всю свою творческую жизнь я занимаюсь расширением границ возможностей балетного театра и, в первую очередь, — поиском языка тела, способного выразить жизнь духа. Для меня танец — это не физический процесс, а духовный. Язык тела — более древний, более глубинный способ общения. В нем зафиксированы рефлексы чувственной жизни многих поколений людей. Расшифровать эти знаки, воплотить их в эмоционально насыщенное произведение балетного искусства — наша цель», — говорит Борис Эйфман.

Важный этап в жизни театра начался в 2009 году, когда Правительством Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В настоящее время возведение зданий этого уникального учебного заведения инновационного типа практически завершено, и в сентябре 2013 года оно должно будет принять первых учеников. Также летом 2009 года были подведены итоги конкурса на лучший архитектурный проект «Дворца танца Бориса Эйфмана» на Набережной Европы. Сегодня обогащение балетного репертуара современной России и реализация этих двух стратегических проектов — главные ориентиры в долгосрочных планах балетмейстера и его театра.

Источник: официальный сайт Театра балета Бориса Эйфмана

Этот коллектив был основан в 1977 году и носил различные названия («Новый балет», «Ленинградский ансамбль балета», «Ленинградский театр современного балета»). Первоначально его задача заключалась в том, чтобы привлечь к современному балету интерес молодого зрителя. Возможно, поэтому и руководить новым коллективом поручили Б. Эйфману — молодому хореографу, едва перешагнувшему свое тридцатилетие.

Действительно, в первое трехлетие в репертуаре труппы преобладали сочинения молодежной тематики, исполняемые под так называемую «современную музыку». Так, в «Прерванной песне» — спектакле, посвященном памяти чилийского поэта Виктора Хары,— на сцене играла рок-группа, в «Искушении» использовалась симфоджазовая музыка Р. Уэйкмена, в «Двухголосии» — записи «Пинк Флойд», в «Бумеранге» — группы «Махавишна». Однако уже и в этот период становления коллектива в его репертуаре были сочинения, явно выходящие за «молодежные» рамки, балеты, значительные по замыслу и интерпретации («Под покровом ночи», те же «Двухголосие» и «Бумеранг»).

Этапным спектаклем для труппы был поставленный Б. Эйфманом в 1980 году балет «Идиот» (по мотивам романа Ф. Достоевского на музыку Шестой симфонии П. Чайковского). Художественная смелость балетмейстера оказалась оправданной: вопросы жизни и смерти, разлада мечты и действительности, страстного стремления человека к счастью и его фатального столкновения с реальной жизнью — все это свойственно и проблематике романа Достоевского, и гениальному сочинению Чайковского. С этого времени в пестром, казалось бы, калейдоскопе сочинений Б. Эйфмана (с 1978 года — единственный хореограф труппы) ясно обнаруживается интерес к вечным темам и сюжетам, проблемам добра и зла, любви и ненависти, рабства и свободы. Впрочем, ставит хореограф и балеты комедийные, даже буффонадные («Безумный день» по мотивам комедии П. Бомарше или «Двенадцатая ночь» по пьесе У. Шекспира).

В период становления коллектива в нем работали известные ленинградские артисты А. Осипенко и Д. Марковский. Их вдохновенное, выразительное мастерство не только украшало спектакли, но и служило своеобразным камертоном для молодых артистов. Из них выросли свои мастера — В. Гальдикас, В. Морозова, В. Михайловский — и интересные солисты — Н. Голубцова, И. Емельянова, О. Калмыкова, Т. Корочкова, Р. Куприев, В. Мухамедов, С. Фокин. Театр современного балета, как и «Хореографические миниатюры»,— труппа гастрольного характера. Его творчество с интересом и пониманием встречали зрители Москвы и Новосибирска, Киева и Тбилиси, Гданьска и Будапешта, Бухареста и Хельсинки.

А. Деген, И. Ступников, 1988

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама