Балет Эйфмана «Анна Каренина»

Anna Karenina

Балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина». Фото Майкла Кури

Балет в 2 актах на музыку П. Чайковского.

Сценарист (по роману Л. Толстого) и балетмейстер Б. Эйфман, художники 3. Марголин (декорации), В. Окунев (костюмы), Г. Фильштинский (свет).

Премьера состоялась 31 марта 2005 года в труппе Санкт-Петербургского театра балета под руководством Бориса Эйфмана.

Вместо хотя бы краткого либретто зрителю предлагалось «вступительное слово» хореографа Бориса Эйфмана: «Балет — это особая область реализации психологических драм, возможность проникнуть в подсознание. Каждый новый спектакль — поиск неведомого. Роман „Анна Каренина" всегда интересовал меня. Когда читаешь Толстого, чувствуешь невероятное понимание автором психологического мира его героев, удивительную чуткость и точность отражения жизни России. В романе „Анна Каренина" есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Даже в сегодняшней литературе мы не найдем подобных страстей, метаморфоз, фантасмагорий. Все это стало сутью моих хореографических размышлений.

Размеренный ритм жизни семьи Карениных — государственная служба главы, строгое соблюдение светских условностей — создавали иллюзию гармонии и покоя. Страсть Анны к Вронскому разрушила привычное. Искренность чувств влюбленных отвергалась, пугала откровенностью. Лицемерие Каренина было приемлемо для всех, кроме Анны. Она предпочла всепоглощающее чувство к любимому мужчине долгу матери перед сыном. И обрекла себя на жизнь изгоя. Не было счастья ни в путешествиях, ни в привычных светских увеселениях. Присутствовало ощущение трагической несвободы женщины от чувственных отношений с мужчиной. Эта зависимость, как и любая другая, — болезнь и страдание. Анна покончила с собой, чтобы освободиться, оборвать свою страшную и мучительную жизнь. Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне — светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая — женщина, погруженная в мир страстей. Что важнее — сохранить общепринятую иллюзию гармонии долга и чувств или подчиниться искренней страсти?.. Имеем ли мы право разрушить семью, лишить ребенка материнской заботы ради буйства плоти? Эти вопросы не давали покоя в прошлом Толстому, не уйти от них и сегодня. И нет ответов! Есть неутолимая жажда быть понятым и в жизни и в смерти...»

Хореограф (как всегда самостоятельно) выбрал для своего балета фрагменты музыки из различных произведений Чайковского: симфоний (№ 2, № 6, «Манфред»), сюит (№1 и №2), симфонических фантазий «Франческа да Римини» и «Буря», симфонической баллады «Воевода», увертюр-фантазий «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и других.

В спектакле нет сцен на перроне, на скачках и в петербургском театре. Зато появился итальянский карнавал, на котором присутствуют герои. И сцена, которой не могло быть в советском балете: согласно роману, Анна в минуты отчаяния утешается эфиром. В наркотическом сне она безудержно «погружается в мир страстей». Одна из наибольших удач спектакля Эйфмана — решенная танцевально сцена гибели Анны. Причем, танцует не героиня, а кордебалет, создающий образ страшной машины уничтожения. Анна бросается в эту толпу «станционных мужиков» как в омут. В финале на зрителя выезжает вокзальная тележка с телом самоубийцы.

В этом спектакле нет правых и виноватых — несчастны все. И Каренин, наделенный здесь «балетным красноречием», отнюдь не «человек в мундире». Его дуэты с Анной полны отчаяния, и эмоционального напряжения в них не меньше, чем в объяснениях героев. В спектаклях Эйфмана важную роль играют предметы-символы. Здесь это, появляющийся уже в первом акте игрушечный Сережин детский паровозик, который, беспечно пыхтя, бегает по кругу на авансцене. На премьерных спектаклях главные партии исполнили ведущие солисты труппы: Анна — Мария Абашова, Вера Арбузова; Каренин — Альберт Галичанин, Олег Марков; Вронский — Юрий Смекалов, Алексей Турко.

В 2006 году Эйфман поставил балет «Анна Каренина» на сцене Венской оперы.

А. Деген, И. Ступников

Фото Майкла Кури

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата премьеры

31.03.2005

Жанр

балеты

Страна

Россия

просмотры: 2859
добавлено: 17.09.2016



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть