Борис Яковлевич Эйфман

Boris Eifman

Дата рождения
22.07.1946
Профессия
Страна
Россия, СССР

Борис Яковлевич Эйфман / Boris Eifman

Борис Эйфман — один из немногих, если не единственный, российский хореограф, продолжающий активную творческую работу на протяжении десятилетий. Возможно, никто из современников не может гордиться подобными достижениями. В его творческом списке — более 40 постановок. Он является лауреатом престижных премий «Золотой Софит» и «Золотая маска», Государственной премии РФ, кавалером ордена Искусств и литературы Франции, обладателем звания «Народный артист России», ордена «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней) и многих других наград и титулов.

Хореограф родился в Сибири, окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. В 1977 году он организовывает «Ленинградский Новый балет» (ныне — Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета Бориса Эйфмана) — единственный авторский театр России, развивающий искусство современной хореографии. Он не только создал оригинальный стиль, впитавший достижения современного искусства и базирующийся на классической школе, но и взрастил объединенный одним духом коллектив, для которого нет невыполнимых задач.

Среди последних работ хореографа, получивших мировое признание, — «Реквием», «Чайковский», «Я — Дон Кихот», «Карамазовы», «Красная Жизель», «Мой Иерусалим», «Русский Гамлет», «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру», «КТО есть КТО», «Мусагет», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Роден».

Эйфман — хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности, тайны творчества и магия гениев, которые раскрываются в его интерпретации судеб Чайковского, Мольера или балерины Ольги Спесивцевой. Погружаясь в такую темную и страшную сферу, как человеческая психика (балеты «Идиот», «Убийцы», «Чайковский», «Я — Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Онегин»), Эйфман создает образцы сценического психоанализа. Он стремится показать экстремальное состояние человека, считая безумие своих героев не болезнью, а способностью проникновения в другие миры. Это помогает балетмейстеру раздвинуть рамки собственного воображения, демонстрируя фантазии своих героев; углубиться в наиболее интересующие его вопросы духовной и философской жизни человечества.

Стремление Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка — все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления Театра на ведущих театральных площадках мира. Хореограф отмечает: «Зритель ждет от балетного спектакля, прежде всего, катарсиса, глубокого эмоционального потрясения. И приходя на наши постановки, он получает этот живой эмоциональный заряд. Мы стремимся к тому, чтобы психологический театр был бы привилегией не только драмы, но и балета. И в этом плане мы уникальны. Многим зрителям необходим именно такой тип театра, к которому принадлежит наш коллектив — с сильным драматургическим фундаментом, глубоким философским содержанием и высоким накалом страстей».

Создавая свой собственный стиль, Эйфман разрабатывает различные хореографические системы. Театр стал для него творческой лабораторией. Хореограф не ограничивает себя рамками балетного спектакля, так как наиболее важная вещь для него — театральность. Его постановки — незабываемые представления, открывающие новые формы и методы танцевального действа. Борис Эйфман создал свой театр — театр открытых эмоциональных переживаний.

Источник: официальный сайт Театра балета Бориса Эйфмана


В 1964 окончил Кишиневское ХУ, в 1972 — балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории (педагог Г. Алексидзе). В 1972-77 балетмейстер ЛХУ, где поставил: «Жизни навстречу» на муз. Д. Кабалевского, «Встречи» и «Души прекрасные порывы...» на муз. Р. Щедрина.

Поставил балеты: «Гаянэ» (1972, Малый театр; 1975, нов. ред.— «Театр Вельки» в Лодзи), «Жар-птица» (1975, Театр им. Кирова).

С 1977 худ. рук. Ленинградского ансамбля балета (с 1983 — Театр современного балета), где поставил: «Только любовь», «Прерванная песня» (посв. В. Хара), «Двухголосие» на муз. анс. «Пинк Флойд» (все — 1977), «Жар-птица» (1978), «Бумеранг», «Вечное движение» па муз. финала Скрипичного концерта А. Хачатуряна (оба — 1979), «Идиот» (1980), «Безумный день», «Легенда» (оба — 1982), циклы хореографических миниатюр «Автографы» и «Метаморфозы» (1981, 1983), «Двенадцатая ночь» (1984), «Подпоручик Ромашов» (1985), «Мастер и Маргарита» (1987).

Создал т/б «Вариации на тему рококо» на муз. П. Чайковского (1968), «Икар» А. Чернова (1970), «Блестящий дивертисмент» (1973), «Три сочинения» на муз. Д. Кабалевского (1976), а также «Кровавое солнце» А. Калниня (1978, телевидение ГДР, Берлин).

При всем жанровом и тематическом многообразии творчество Эйфмана цельно и оригинально. Хотя в своих замыслах хореограф (он же сценарист) опирается на Брехта, Достоевского, Бомарше, Шекспира или Куприна, его спектакли носят ярко выраженный индивидуальный характер.

Хореография Эйфмана всегда действенна и интенсивна, она почти непрерывно «атакует» зрителя, захватывая его внимание и эмоции. Балетмейстер апеллирует к разуму через чувство. Герои его произведений, посвященных вечным темам добра и зла, любви и власти, свободы и насилия, ищут решения этих антиномий в страстных поединках умов и характеров. Его зрелые спектакли всегда продуманы и искусно срежиссированы. Привлекательна и пластическая изобретательность хореографа. Его дуэты непривычны, порой изощренны, всегда интересны.

Литература: Чистякова В. Возвращение «Гаянэ».— Сов. культура. 1972, 21 дек.; Розанова О. Мысль и танец.— Смена, 1976, 30 марта; Емельяненко Л. И песня единства летит.— Там же, 1977, 16 янв.; Бонч-Осмоловская Е. Путь поиска и эксперимента.— Веч. Ленинград, 1978, 25 июля; Деген А. В жанре рок-балета.— Смена, 1979, 1 авг.; Майниеце В. Гастроли Ленинградского ансамбля балета.— Муз. жизнь, 1980, № И; Евтушенко Е. Танцующий Мышкин.— Сов. культура, 1980, 2 сент.; Шереметьевская Н. Зрелость молодости.— Т-р, 1980, № 4; Иноземцева Г. Театр не повторяет прозу.— Муз. жизнь, 1981, № 7; Добровольская Г. В симфонии танца.— Веч. Ленинград, 1981; 30 сент.; Шереметьевская Н. Пластикой танца.— Правда, 1982, 15 февр.; Тыминский В. Легенда о человеке,— Смена, 1983, 28 янв.; Ступников И. Театр современного балета.— Ленингр. правда. 1983, 6 нояб.; Лиепа М. Двенадцатая ночь.— Сов. культура, 1984, 9 авг.; Ступников И. Двенадцатая ночь карнавала.— Ленингр. правда, 1985, 6 февр.; Аркина Н. Жизнь и смерть подпоручика Ромашова.— Сов. культура, 1986, 15 апр.; Ванслов В. По роману Булгакова.— Сов. балет, 1987, № 4.

А. Деген, И. Ступников, 1988

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама