Чикагский симфонический оркестр

Chicago Symphony Orchestra

Город
Чикаго
Год основания
1891
Тип
Чикагский симфонический оркестр и маэстро Риккардо Мути. Фото – Todd Rosenberg

Чикагский симфонический оркестр признан одним из ведущих оркестров современности. Выступления ЧСО пользуются большим спросом не только в его родной стране, но и в музыкальных столицах мира. В сентябре 2010 года известный итальянский дирижер Риккардо Мути стал десятым музыкальным руководителем ЧСО. Его видение роли оркестра: углубление взаимодействия с публикой Чикаго, поддержка нового поколения музыкантов, а также сотрудничество с ведущими артистами — всё это признаки новой эры коллектива. Французский композитор и дирижер Пьер Булез, чьи давние отношения с ЧСО способствовали назначению его в 1995 году главным приглашенным дирижером, в 2006 году был назван Почётным дирижером фонда Хелен Рубинстайн.

В сотрудничестве со всемирно известными дирижерами и приглашенными артистами, ЧСО дает более 150 концертов в год в Чикагском центре, Центре симфонической музыки, а также каждое лето на фестивале «Равиния» на северном побережье Чикаго. Через специальную учебную программу «The Institute for Learning, Access, and Training», ЧСО привлекает более 200.000 местных жителей Чикаго и окрестностей в год. В 2007 году были запущены три успешных медиа-инициативы: CSO-Resound (оркестровый лейбл для выпуска компакт-дисков и цифровых скачиваний), национальные эфиры с новыми, еженедельными сериями вещания собственного производства, а также расширение присутствия ЧСО в интернете - свободная загрузка видео оркестра и инновационные презентации.

В январе 2010 года Йо-Йо Ма стал первым творческим консультантом фонда Джадсон и Джойс Грин, назначенный Риккардо Мути на трехлетний срок. В этой роли он является неоценимым партнером маэстро Мути, администрации и музыкантов ЧСО, а благодаря его беспрецедентному артистизму и уникальному умению общаться с другими людьми, Йо-Йо Ма совместно с Мути стали истинными вдохновителями аудитории Чикаго, выступая за преобразующую силу музыки. Йо-Йо Ма будет участвовать в разработке и реализации новых инициатив, проектов и музыкальных серий под эгидой программы «The Institute for Learning, Access, and Training».

Два новых композитора начали двухгодичное сотрудничество с оркестром осенью 2010 года. Мейсон Бейтс и Анна Клайн назначены Риккардо Мути кураторами серии концертов MusicNOW. Благодаря сотрудничеству с художниками из других областей и других учреждений, Бейтс и Клайн стремятся преодолеть традиционные барьеры чикагского общества, привнося свежие идеи в партнерские отношения и создавая уникальные музыкальные события. В дополнение к серии MusicNOW, для которых каждый из композиторов написал новое произведение (премьеры состоялись весной 2011 года), ЧСО исполнил произведения Клайн и Бейтса в абонементных концертах сезона 2010/11.

С 1916 года звукозапись стала значительной частью деятельности оркестра. Выпущенные релизы на лейбле CSO-Resound включают в себя Реквием Верди под руководством Риккардо Мути и с участием Чикагского симфонического хора, «Жизнь героя» Рих.Штрауса и «В летнем ветре» Веберна, Седьмую симфонию Брукнера, Четвертую симфонию Шостаковича, Первую, Вторую, Третью и Шестую симфонии Малера — все под руководством Бернарда Хайтинка, Gloria Пуленка (с участием сопрано Джессики Ривера), «Дафнис и Хлоя» Равеля с Чикагским симфоническим хором под управлением Б.Хайтинка, «Пульчинелла» Стравинского, Четыре Этюда и Симфонию в трех частях Пьера Булеза, «Традиции и трансформации»: Звуки Шелкового пути Чикаго, с участием «Ансамбля Шелкового пути», Йо-Йо Ма и Ву Ман; и, только для скачивания с сайта — запись Пятой симфонии Шостаковича под управлением Мун Вун Чунга.

ЧСО — обладатель 62 премий «Грэмми» от Национальной академии искусства звукозаписи и наук. Запись Четвертой симфонии Шостаковича с Хайтинком, которая включает в себя DVD презентации «Beyond the Score», получила «Грэмми»-2008 за «лучшее оркестровое исполнение». В том же году, «Традиции и трансформации: Звуки Шелкового пути» получила «Грэмми» за лучшее «сведение классического альбома». Совсем недавно, в 2011 году, запись Реквиема Верди с Риккардо Мути была отмечена двумя «Грэмми»: как «лучший классический альбом» и за «лучшее хоровое исполнение».

ЧСО выпускает собственный еженедельный эфир с апреля 2007 года, который транслируется по общенациональной радиосети WFMT, а также онлайн на сайте оркестра — www.cso.org. Эти передачи предлагают новый, особый подход к радиопрограмме с классической музыкой — живое и интересное содержание, призванное обеспечить более глубокое понимание и предложить дальнейшие связи с музыкой, исполняющейся в концертном сезоне оркестра.

История Чикагского симфонического оркестра началась в 1891 году, когда Теодор Томас, ведущий дирижер Америки и признанный «пионер» в музыке, был приглашен чикагским бизнесменом Чарльзом Норман Феем основать здесь симфонический оркестр. Цель Томаса — создание постоянного оркестра с самыми высокими исполнительскими возможностями — была достигнута уже в первых концертах в октябре того же года. Томас служил музыкальным руководителем вплоть до своей смерти в 1905 году. Он умер через три недели после передачи в дар обществу зала — постоянного дома Чикагского оркестра.

Преемник Томаса Фредерик Сток, начавший свою карьеру в партии альтов в 1895 году, стал помощником дирижера четыре года спустя. Его пребывание у руля оркестра длилось 37 лет, с 1905 по 1942 — самый долгий период из всех десяти руководителей коллектива. Динамичные и новаторские годы Стока в 1919 году сделали возможным основание Гражданского оркестра Чикаго, первого учебного оркестра в Соединенных Штатах, который являлся филиалом основного симфонического. Сток также активно работал с молодежью, организовав первые абонементные концерты для детей и начав серию популярных концертов.

Три выдающихся дирижера возглавляли оркестр в течение следующего десятилетия: Дезире Дефо — с 1943 по 1947 год, Артур Родзинский вступил в должность в 1947/48, и Рафаэль Кубелик стоял главе оркестра в течение трех сезонов с 1950 по 1953 год.

Следующие десять лет принадлежали Фрицу Райнеру, чьи записи с Чикагским симфоническим оркестром до сих пор считаются эталонными. Именно Рейнер в 1957 году пригласил Маргарет Хиллис для организации Чикагского симфонического хора. Пять сезонов — с 1963 по 1968 — должность музыкального руководителя занимал Жан Мартинон.

Сэр Георг Шолти — восьмой музыкальный руководитель оркестра (1969-1991). Он носил титул почетного музыкального директора и работал с оркестром несколько недель каждый сезон вплоть до своей смерти в сентябре 1997 года. Прибытие в Чикаго Шолти положило начало одному из самых успешных музыкальных партнерств нашего времени. Первый зарубежный тур ЧСО состоялся в 1971 году именно под его руководством, а последующие туры по Европе, а также поездки в Японию и Австралию, укрепили репутацию оркестра как одного из лучших музыкальных коллективов мира.

Даниэль Баренбойм был назначен музыкальным руководителем в сентябре 1991 года и занимал эту должность до июня 2006 года. Его музыкальное руководство ознаменовано открытием в 1997 году Чикагского Нового музыкального центра, оперными постановками в оркестровом зале, многочисленными виртуозными выступления с оркестром в двойной роли — пианиста и дирижера, под его руководством состоялось 21 международное турне (в том числе — первая поездка в Южную Америку) и появились композиторские серии абонементных концертов.

Пьер Булез, который теперь является почетным дирижером — один из трех музыкантов, носящих титул главного приглашенного дирижера оркестра. Карло Мария Джулини, начавший выступать в Чикаго регулярно в конце 1950-х годов, был назначен главным приглашенным дирижером в 1969 году, где и работал до 1972 года. Клаудио Аббадо занимал должность с 1982 по 1985 год. С 2006 по 2010 год, выдающийся голландский дирижер Бернард Хайтинк занимал пост главного дирижера, запустивший проект CSO-Resound и участвовавший в нескольких триумфальных международных турне.

Чикагский симфонический оркестр уже давно ассоциируется с Равинией в Гайленд-Парке (штат Иллинойс), впервые выступив там в ноябре 1905 года. Оркестр помог открыть первый сезон фестиваля «Равиния» в августе 1936 года и постоянно выступает там с тех пор каждое лето.

Музыкальные руководители и главные дирижёры:

Теодор Томас (1891—1905)
Фредерик Сток (1905—1942)
Дезире Дефо (1943—1947)
Артур Родзиньски (1947—1948)
Рафаэль Кубелик (1950—1953)
Фриц Райнер (1953—1963)
Жан Мартинон (1963—1968)
Ирвин Хоффман (1968—1969)
Георг Шолти (1969—1991)
Даниэль Баренбойм (1991—2006)
Бернард Хайтинк (2006—2010)
Рикардо Мути (с 2010)

реклама

вам может быть интересно

Балет Сан-Франциско Балетные труппы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама