«Реквием» Бориса Эйфмана — впервые в Москве

«Реквием» Бориса Эйфмана

29 и 30 сентября, а также 1 октября на Новой сцене Большого театра пройдет московская премьера балета Бориса Эйфмана «Реквием». Спектакль будет представлен в рамках Открытого Фестиваля Искусств «Черешневый лес». Начало в 19:00.

«Реквием» — постановка с необычной сценической судьбой. В 1991 году Борис Эйфман сочинил на музыку «Реквиема» В. А. Моцарта одноименный одноактный балет — философскую притчу о вечном таинстве человеческой жизни. Спустя десятилетия Эйфман — художник «беспокойного» склада — вновь обратился к своей работе и создал на ее основе полномасштабный спектакль. Значительным образом переосмыслив хореографическую партитуру прежней постановки, он добавил в балет еще один акт, сочиненный по мотивам поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» на музыку Камерной симфонии «Памяти жертв фашизма и войны» Д. Д. Шостаковича.

Премьера спектакля состоялась 27 января 2014 года в Санкт-Петербурге и была посвящена 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Первыми новую постановку увидели ветераны Великой Отечественной войны, защитники и жители блокадного города, которые получили приглашения на балет. Премьеру посетил президент России Владимир Путин.

«В балете „Реквием“ мы соединили великую музыку Моцарта и Шостаковича с пронзительной поэзией Ахматовой, в которой отразились не только страдания автора, но и боль миллионов людей. Однако, несмотря на трагическое содержание, я не считаю спектакль беспросветным. В этой работе есть надежда и вера в человека, в величие его духа. Балет „Реквием“ — не заупокойная молитва. Это гимн тому, что сильнее и выше смерти», — рассказывает о своей постановке Борис Эйфман.

Известный балетный критик Павел Ященков пишет о новом балете: «...если в первом акте мы видим трагедию конкретно взятой исторической эпохи и заключенных в эту эпоху конкретных судеб людей, во втором перед нами разворачивается грандиозное «надвременное философское размышление». Эйфман почти полностью меняет тут хореографию... Но хореография от такого вмешательства не только ничего не теряет — наоборот, делается еще более выразительной и емкой в своем философском обобщении. А сила эмоционального воздействия этой хореографии становится почти конгениальной моцартовскому «Реквиему».

Отметим, что Санкт-Петербургский государственный академический театр балета и фестиваль «Черешневый лес» связывают годы успешного творческого сотрудничества. Так, в мае 2012 года в рамках этого крупного международного культурного мероприятия на Новой сцене Большого театра с триумфом прошла европейская премьера спектакля Бориса Эйфмана «Роден». Тогда же хореограф был назван лауреатом премии Олега Янковского «Творческое открытие-2012», вручением которой завершался фестиваль. В октябре 2013 года при поддержке «Черешневого леса» московской публике был представлен балет «По ту сторону греха» — новое пластическое прочтение Борисом Эйфманом романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Хореограф подчеркивает: «Сотрудничество с „Черешневым лесом“ дарит нам прекрасную возможность знакомить столичную публику с последними творческими достижениями нашей труппы. Я восторгаюсь той искренностью, с которой организаторы фестиваля относятся к подлинному искусству. Показ „Реквиема“ станет уже третьей московской премьерой, проводимой Санкт-Петербургским академическим театром балета в содружестве с „Черешневым лесом“. Убежден, что в следующих сезонах мы вновь будем принимать участие в этом замечательном фестивале, несущем вечные ценности высокой культуры».

Информация о спектакле:

РЕКВИЕМ
Балет Бориса Эйфмана в 2-х актах
Акт I на музыку Д. Д. Шостаковича по поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
Акт II на музыку «Реквиема» В. А. Моцарта (новая версия 2014 г.)
Декорации: Семен Пастух, Зиновий Марголин
Костюмы: Ольга Шаишмелашвили
Свет: Борис Эйфман

Борис Эйфман: «Перечитывая поэму „Реквием“, я неизменно поражаюсь, насколько безудержна та боль, что пульсирует в строках Ахматовой. Снова и снова траурные образы „осатанелых лет“ наполняют сердце. И вереницы погребенных заживо застывают в вечном ожидании у тюремных ворот...

Крику женщины, на чью долю выпали страшные испытания, в поэме Ахматовой вторят стоны тысяч несчастных матерей и жен. Эта симфония скорби не перестает звучать во мне. Священная боль не утихает.

Воистину: мир человеческих страданий бездонен. Но в самом течении жизни скрыта божественная непрерывность бытия, которую гениально воспел в своем „Реквиеме“ Моцарт. Слушая его произведение, ощущаешь дыхание вечности. Тревоги и опасения исчезают, ты пронизан предчувствием вселенской тайны. Откуда я? Зачем я? Что есть я? Обращаешься к своей памяти. Это она вводит незащищенного юношу в мир, воскрешает испытания зрелости, мудрость и бессилие старости. Сколько злобы, клеветы и насилия в моей памяти... И сколько неувядающих прикосновений счастья, любви!..

Страдания, отчаяние, надежда — все это во мне, в каждом из нас. И погребальная песнь сливается воедино с моцартовским гимном жизни».

Автор фото — Майкл Кури

реклама