Мозаичное панно 31-го Нуриевского фестиваля

Улькяр Алиева, 28.05.2018 в 22:44

Фото: stanmus.ru

Уже в тридцать первый раз сцена Татарского театра оперы и балета открывает свою завесу, чтобы в рамках традиционного Международного фестиваля классического балета им. Рудольфа Нуриева показать всю палитру классического наследия и творческие искания уже признанных современных мэтров балетного искусства.

Нуриевский фестиваль – один из самых известных и престижных фестивалей академического искусства не только на постсоветском пространстве. Он занимает достойное место в плотном графике международных балетных форумов. Надо отдать должное организаторам фестиваля: они каждый раз стараются преподнести своему зрителю, помимо программы фестиваля, целый ряд мероприятий, дополнительно раскрывающих весь спектр мира балета.

Впервые, в рамках XXXI Нуриевского фестиваля, состоялась презентация проекта «Ballet feat. Cinema» (Балетный подвиг. Кинематограф), в котором были представлены фильмы, посвящённые великому танцовщику ХХ века – фильм-воспоминание о приезде Рудольфа Нуриева в Казань «Визит» реж. Б. Юсупова, «Прощание с Родиной» реж. Ф. Давлетшина, «Танцующий в пустыне» реж. Р. Реймонда. В рамках данной программы были также представлены видеолекции киноведа А. Хайбуллиной; балетный мастер-класс премьера балетной труппы татарского театра Олега Ивенко, снявшегося в роли Рудольфа Нуриева в фильме английского режиссера Р. Файнса «The White Crow» («Белый ворон»), а также, в рамках вечера «Балет в кино», презентация фильма «Курбан-роман» режиссера С. Юзеева и творческая встреча с создателями фильма.

В рамках другого проекта — «Ballet talk» (Разговоры о балете) — впервые на постсоветском пространстве был представлен уже апробированный на Западе цикл лекций, раскрывающий историю и особенности предстоящего спектакля. С лекциями выступили московский балетовед А. Максов, а также казанские музыковеды Е. Хадеева и А. Маклыгина.

Нуриев, будучи директором балетной труппы Парижской оперы, поверил в талант многих молодых и малоизвестных хореографов и исполнителей, ставших в последствии культовыми фигурами в балете. Среди них был и Лоран Илер, который в настоящее время является художественным руководителем балета Московского Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. На творческом вечере экс-этуаль Opera de Paris поделился своими воспоминаниями о совместной работе с Рудольфом Нуриевым.

Однако самая главная составляющая Нуриевского фестиваля – это спектакли с лучшими исполнителями мировой балетной сцены. В рамках фестиваля была представлена деликатно обновлённая художественным руководителем балетной труппы театра Владимиром Яковлевым редакция классического спектакля «Баядерка» Л. Минкуса.

Следует отметить, что на сей раз фестиваль прошёл под эгидой двух знаковых для балетного мира дат — 80-летия со дня рождения Рудольфа Нуриева и 200-летия выдающегося хореографа Мариуса Петипа. Не случайно организаторы открыли прошедший фестиваль с балета «Баядерка» на музыку Л. Минкуса – апофеоза творческой мысли М. Петипа и балета, принёсший Р. Нуриеву как первый успех на сцене Кировского театра, так и в Париже. И именно в этом балете тяжело больной танцовщик в последний раз выступил перед публикой.

Обновлённая «Баядерка» оставила самые благоприятные впечатления. Общий положительный эффект от постановки был немного «утяжелён» давящей сценографией – целым пантеоном индуистских богов (хотя достаточно было одного бога Вишну, которому служит титульная героиня) и загромождённой декоративными деталями сцена «Теней».

В премьерном спектакле были заняты два состава исполнителей, каждый из которых оказался по-своему интересным. Никия – Кристина Андреева (Татарский театр оперы и балета) – пленяла изяществом, трепетностью и трогательной непосредственностью, Матильда Фрустье (Балет Сан-Франциско) — пластичностью, сдержанностью и «закрытостью» от враждебного мира. Солор — Олег Ивенко (Татарский театр оперы и балета) был мужественен, импозантен и уверен в себе, а Игорь Цвирко (Большой театр) более лиричен и артистичен. Гамзатти — Аманда Гомес (Татарский театра оперы и балета) была одержима любовью, яростью, ревностью, Анна Тихомирова (Большой театр) — красива и аристократична в своей строгой манере классического танца.

Прекрасное впечатление (несмотря на ряд нюансов) оставило выступление английской балерины Лауретты Саммерскейл (Национальный балет Мюнхена) и венгерского танцовщика Иштвана Саймона (Дрезден балет). А вот выступление ведущего дуэта в спектакле «Дон Кихот» с участием кубинских исполнителей – улыбчивой Адиарис Алмейды и энергичного Йона Акосты оставил неоднозначное впечатление: всё было по-южному искристо, легко, темпераментно и … технически небрежно. В который раз автор этих срок вынуждена констатировать, что имея прекрасные технические данные и природный артистизм, кубинские исполнители умудряются так «неряшливо» обращаться с классическим хореотекстом, увлекаясь желанием покорить (не без успеха) публику не красотой классического танца, а внешними трюковыми эффектами.

Советская балетная классика была представлена двумя спектаклями: знаковым для татарского музыкального-сценического искусства легендарным балетом «Шурале» Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона с участием артистичного Руслана Савденова (Theatre du Capitol, Тулуза), и обаятельного дуэта Мариинского театра – изящной и женственно-нежной Ренаты Шакировой (Сююмбике) и мужественного, фактурного Тимура Аскерова (Былтыр), а также балетом «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Б. Мягкова.

Свой очередной день рождения исполнительница главной партии Джульетты — прима Татарского театра Кристина Андреева — провела на сцене и выступление всех её коллег по сцене – Михаила Тимаева (Ромео), Олега Ивенко (Меркуцио), Артёма Белова (Тибальд), Ильнура Гайфуллина (Парис) и Алессандро Каггеджи (Бенволио) — стало достойным золотым обрамлением столь очаровательного «балетного бриллианта» Татарского театра.

Уже четверть века действует Казанское хореографическое училище, подготовившее за эти годы целую плеяду замечательных исполнителей, представляющих своё искусство за рубежом и являющиеся основным «костяком» балетной труппы Татарского театра. Поэтому не случайно празднование столь знаменательной даты было решено провести в рамках Нуриевского фестиваля. В этот юбилейный вечер на одной сцене выступили гордость КХОУ — солистка Цюрихского балета Виктория Капитонова, солист дублинского «Риверданса» Рифат Габдулхаков, премьер румынского Teatrul de Balet Sibiu Кирилл Ермоленко, Айсылу Мирхафизхан и Эльмира Серикова (Москва), солистки Астраханского театра оперы и балета Мария Стец и Айгюль Альмухаметова, а также ведущие солисты балетной труппы Татарского театра – и совсем ещё юные талантливые участники, которые в будущем, без сомнения, продолжат традиции татарского балетного исполнительского искусства.

Привлекательная особенность всех международных фестивалей — приглашение и показ ярких постановок, осуществлённых другими балетными театрами, которые неизменно вызывают интерес у публики. На сей раз в статусе приглашённого на фестиваль гостя — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана, который привёз свой последний спектакль «Чайковский. PRO et CONTRA», раскрывающий предсмертные видения умирающего композитора. А также выступление балетной труппы Московского академического музыкального театра им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, завершившее этот великолепный балетный праздник тремя одноактными балетами-миниатюрами – утончённой «Сюитой в белом» в хореографии Сержа Лифаря, соблазнительно-чувственная «Маленькая смерть» в хореографии Иржи Килиана и ярко-динамичная «Вторая деталь» в хореографии Уильяма Форсайта.

Подводя итоги ХХХI Казанского балетного форума отметим, что все представленные постановки были настолько заряжены внутренней энергией, что создавалось ощущение, словно каждый спектакль — это не красота отдельного аккорда с его самодовлеющим звучанием, а целый свод аккордовых созвучий, гармонично вплетающихся в такое ярко-мозаичное и каждый раз неповторимо-многоцветное балетное панно Нуриевского фестиваля.

Фото: stanmus.ru

Для того, чтобы всю жизнь заниматься искусством и работать в лучших московских театрах, необходимо с детства овладевать сложнейшими навыками профессии. Балетная школа в Москве предлагает бесплатные мастер-классы для детей от 2-х лет. Вы также можете записать ребенка в школу «Балет с 2 лет».

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама





Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть