Конкурс пианистов имени Шопена

International Chopin Piano Competition

Конкурс пианистов имени Шопена в Варшаве / International Chopin Piano Competition

Один из престижнейших конкурсов пианистов — Международный конкурс имени Шопена в Варшаве — проходит один раз в пять лет и посвящён исключительно музыке Фридерика Шопена. Помимо премий, на конкурсе присуждаются специальные призы за лучшее исполнение мазурки, полонеза и концерта для фортепиано с оркестром. Конкурс состоит из отборочного прослушивания, трёх основных туров и финала с оркестром.

О победителе первого конкурса рассказывает Г. М. Цыпин:

«Лев Николаевич Оборин был первым советским артистом, одержавшим первую в истории советского музыкально-исполнительского искусства победу на международном конкурсе (Варшава, 1927, Конкурс имени Шопена). Сегодня, когда шеренги победителей различных музыкальных турниров шествуют одна за другой, когда в них постоянно появляются новые имена и лица, коим «несть числа», трудно в полной мере оценить сделанное Обориным 85 лет назад. Это был триумф, сенсация, подвиг. Первооткрывателей всегда окружают почетом — в освоении космоса, в науке, в общественных делах; Оборин открыл дорогу, которую вслед за ним с блеском прошли Я. Флиер, Э. Гилельс, Я. Зак и многие другие. Завоевать первый приз в серьезном творческом состязании всегда трудно; в 1927 году, в атмосфере недоброжелательства, царившей в буржуазной Польше по отношению к советским артистам, Оборину было трудно вдвойне, втройне. Победой он был обязан не счастливой случайности или чему-то другому — он был обязан ею исключительно себе, своему большому и на редкость обаятельному таланту.

В декабре 1926 года в Москве был получен проспект Первого международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве. Приглашались музыканты из СССР. Проблема состояла в том, что для подготовки к соревнованию фактически уже не оставалось времени. «За три недели до начала конкурса Игумнов показал мне программу соревнования,— вспоминал позднее Оборин.— В моем репертуаре была примерно треть обязательной конкурсной программы. Подготовка в таких условиях казалась бессмысленной». Тем не менее он начал готовиться: настоял Игумнов и один из авторитетнейших музыкантов той поры Б. Л. Яворский, с мнением которого Оборин считался в самой высокой степени. «Если очень захотеть, то выступить сможете»,— сказал Яворский Оборину. И тот поверил.

В Варшаве 19-летний Оборин показал себя на редкость удачно. Ему единогласно присудили первую премию. Зарубежная пресса, не скрывая удивления (выше уже говорилось: шел 1927 год), восторженно отзывалась об игре советского музыканта».

На том, первом, конкурсе четвертую премию завоевал Григорий Гинзбург, Шостакович и Брюшков были награждены почетными дипломами.

Под свежим впечатлением выдающийся польский композитор К. Шимановский говорил тогда: «Поскольку речь идет о русских пианистах, выступавших у нас в Варшаве, Лодзи, Кракове, Львове, Познани и Вильно, то... они просто покорили наш музыкальный мир. Пришли, поиграли и победили... Это нельзя назвать успехом, даже не фурором. То было сплошное победное шествие, триумф!... В особенности это относится к молодому Оборину... Этот только что окончивший консерваторию москвич поразил меня глубже, чем такие зрелые мастера, как Орлов и Боровский... Феномен! Ему не грешно поклониться, ибо он творит Красоту».

Г. М. Цыпин — о победителе третьего конкурса:

««Совершенно бесспорно, что он представляет собой крупнейшую музыкальную величину». Эти слова Адама Венявского, председателя жюри Третьего международного конкурса имени Шопена, были сказаны в 1937 году в адрес 24-летнего советского пианиста — Якова Зака. Старейшина польских музыкантов присовокупил: «Зак — один из самых замечательных пианистов, каких мне пришлось слышать за всю мою долгую жизнь».

...Яков Израилевич вспоминал: «Конкурс потребовал почти нечеловеческого напряжения сил. На редкость волнующей оказалась уже сама процедура соревнования (нынешним конкурсантам несколько проще): члены жюри в Варшаве размещались прямо на сцене, чуть ли не бок о бок с выступавшими». Зак сидел за клавиатурой, а где-то совсем рядом с ним («до меня буквально доносилось их дыхание...») находились артисты, чьи имена были известны всему музыкальному миру,— Э. Зауер, В. Бакхауз, Р. Казадезюс, Э. Фрей и другие. Когда, закончив играть, он услышал аплодисменты — это, вопреки обычаям и традициям, хлопали члены жюри,— вначале дажо не подумалось, что они имеют какое-то отношение к нему. Заку была присуждена первая премия и еще одна, дополнительная — лавровый венок из бронзы».

До начала Второй мировой войны конкурс состоялся трижды, и все три раза его выигрывали советские пианисты — Лев Оборин (1927), Александр Юнинский (1932) и Яков Зак (1937).

Шопеновский конкурс не раз сопровождался громкими скандалами. Так, в 1955 году члены жюри конкурса Лев Оборин и Артуро Бенедетти Микеланджели отказались подписать итоговый протокол, протестуя против присуждения первого места польскому пианисту Харасевичу вместо отодвинутого на второе место Владимира Ашкенази. В 1980 году произошёл аналогичный случай: член жюри Марта Аргерих покинула конкурс в знак протеста после того, как югославский пианист Иво Погорелич не был допущен в третий тур. В 1995 году Алексей Султанов отказался принять вторую премию.

На последнем конкурсе в 2010 году все три первых места заняли русские пианисты: Юлианна Авдеева (I премия), Лукас Генюшас (II премия) и Даниил Трифонов (III премия).

Призы и награды (2010 год):

I премия — 30,000 € и золотая медаль
II премия — 25,000 € и серебряная медаль
III премия — 20,000 € и бронзовая медаль
IV премия — 15,000 €
V премия — 10,000 €
VI премия — 7,000 €
Участникам финала — 4,000 €
За лучшее исполнение полонеза во 2 туре — 3,000 €
За лучшее исполнение мазурки — 3,000 €
За лучшее исполнение концерта — 3,000 €
Приз Кристиана Цимермана за лучшее исполнение сонаты в 3 туре — 12 000 €
За лучшее исполнение Полонеза-фантазии ля-бемоль мажор, Op. 61 — 3,000 €

Победители конкурса:

1927 — Лев Оборин (СССР)
1932 — Александр Юнинский (СССР)
1937 — Яков Зак (СССР)
1949 — Белла Давидович (СССР) и Галина Черны-Стефаньска (Польша)
1955 — Адам Харасевич (Польша)
1960 — Маурицио Поллини (Италия)
1965 — Марта Аргерих (Аргентина)
1970 — Гаррик Олссон (США)
1975 — Кристиан Цимерман (Польша)
1985 — Станислав Бунин (СССР)
1990 — первая премия не присуждена
1995 — первая премия не присуждена
2000 — Юнди Ли (Китай)
2005 — Рафал Блехач (Польша)
2010 — Юлианна Авдеева (Россия)

реклама

вам может быть интересно

Собиновский фестиваль Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Варшава

Год основания

1927

Тип

фестивали, конкурсы, премии

просмотры: 12183
добавлено: 04.02.2012



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть