Концерт музыкальный — публичное, платное исполнение музыки по заранее объявленной программе, одним или несколькими музыкантами в специально оборудованном помещении. Утверждение в 18 в. К. как формы обществ. музицирования было обусловлено ростом гор. буржуазно-демократич. художеств. культуры. Всё возрастающий интерес публики к инстр. музыке, до того времени отдававшей исключит. предпочтение опере, привёл к формированию новой, концертной аудитории, чему способствовала обстановка театр. представлений тех лет — в антрактах оперных, а иногда и драм. спектаклей выступали инстр. виртуозы (подобные выступления сохранились вплоть до 80-х гг. 19 в.), а также между отдельными церк. службами, проповедями (чаще в Зап. Европе). Борясь со светской муз. культурой, церковники использовали начиная с 17 в. наряду с органом и хором скр. музыку, создавая во время религиозной службы подобие конц. обстановки. Скрипка как сольный инструмент и скр. ансамбль занимали важное место в оформлении католич. мессы, в результате чего в итал. инстр. музыке были разработаны спец. муз. жанр и форма, предусматривавшие своеобразие обстановки (церк. соната, concerto grosso).
На протяжении 17 в. и почти всего 18 в. для придв. быта, аристократич. салонов, распространённых в то время академий, коллегиум музикум было гл. обр. типично т.н. замкнутое музицирование. К. был рассчитан на огранич. круг специально приглашённых лиц. В К. обычно принимали участие музыканты, находившиеся на службе того или иного знатного мецената, нередко имевшего собственные инстр. и хор. капеллы (давались для слушателей бесплатно). Избранный состав аудитории и небольшое по размеру помещение определяли содержание таких К., носивших чаще всего характер камерно-ансамблевого музицирования. Наряду с этим в 18 в. возникает иная форма К. — публичные платные выступления музыкантов, рассчитанные на более широкую, демократич. аудиторию.
Первые открытые платные К. были организованы в Лондоне в 1672–78 скрипачом Дж. Банистером в его собств. доме; слушателям предоставлялось право выбора программы. В 1678–1714 известным организатором К. в Лондоне был Т. Бриттон. В 1690–93 здесь К. устраивал Р. Кинг совм. с нем. оперным антрепренёром И. В. Франком, также в собств. конц. зале. Большое распространение в это время начали получать абонементные К. и К. по подписке. В 1765–82 в Лондоне были популярны абонементные К., к-рые устраивались под рук. И. К. Баха совм. с К. Ф. Абелем, абонементные К., осн. скрипачом И. П. Заломоном (для них Й. Гайдн написал свои т.н. Лондонские симфонии).
Во Франции существовали «Духовные концерты» (1725–91), осн. комп. Ф. А. Филидором; в них наряду с культовой музыкой исполнялись и светские инстр. ансамбли, симфонии, сольные соч. По их примеру аналогичные К. организуются в Лейпциге, Вене, Стокгольме. С кон. 18 в. получают распространение т.н. академии — авторские К., когда композитор выступает с исполнением собств. соч. (В. А. Моцарт, Л. Бетховен и др.). В России первые публичные концерты устраивались в 40-х гг. 18 в. в Петербурге, где к 70-м гг. они приобретают систематич. характер (в Москве — в 80-х гг.).
Однако только после Великой франц. революции окончательно утверждается форма публичного К., уже платного, с заранее составленной программой, соответствующей социальным сдвигам, происшедшим в обществе. Формируется новый тип исполнителя — «концертирующий» виртуоз, вырабатывается форма его публичных выступлений — сольный К., складывается и тип программы, исполняемой на протяжении К. солистом с аккомпанементом фп. Однако в 1-й пол. 19 в. ещё продолжала господствовать смешанная программа К. солиста — инструменталиста-виртуоза или певца, в к-ром принимали участие оркестр и др. исполнители (т. н. антураж). Эта форма явилась переходной от выступления солиста в церкви между частями мессы, оратории или же в т-ре, в антрактах театр. представления, к его самостоятельному К. — клавир-виолин-лидер-абенду (нем. klavier- violin-lieder-abend). Ещё в конце 30-х гг. 19 в. даже Н. Паганини выступал в антураже. Только в 40-х гг. Ф. Лист первым дал сольный К., без участия др. исполнителей.
Рост муз. иск-ва и исполнительской культуры, распространение К., развитие муз. связей между странами способствовали возникновению новых, капиталистич. форм организации конц. жизни. В 1880 в Берлине Г. Вольфом было основано первое конц. агентство, начавшее организовывать на определённых материальных условиях выступления артистов. Этим было положено начало совр. конц. «индустрии», получившей особенно большое развитие в США, где существует огромное количество конц. агентств, импрессарио и менеджеров, организующих К., гастроли заруб. артистов.
На протяжении 19 в. К. (симф., камерные, сольные) получают всё большее распространение, в чём немалое значение имела деятельность разл. рода муз. обществ, существовавших во всех крупных европ. культурных центрах. В 19 в. наибольшую известность завоевали постоянные симфонич. К. Об-ва концертов Парижской консерватории (осн. в 1828), К. лейпцигского Гевандхауза, Венского (осн. в 1842) и Берлинского (осн. в 1882) филармонич. оркестров, «Концерты Ламурё» в Париже (осн. в 1881), лондонские «Променад-концерты» и др.; в 20 в. — К. Бостонского (осн. в 1881) и Филадельфийского (осн. в 1900) оркестров, оркестра Би-Би-Си (Лондон), Парижского оркестра и др.
Во 2-й пол. 20 в. получают большое распространение симф. и камерные концерты, организуемые в рамках междунар. муз. фестивалей. Обычными стали заруб. гастроли крупных исполнит. коллективов (оперных т-ров, симф. оркестров, камерных ансамблей и др.). Во мн. странах строятся концертные залы, вмещающие огромные аудитории. В дореволюц. России большое значение для развития конц. жизни и организации симф. и камерных К. имели Петербургское филармоническое общество, Московское филармоническое общество и в особенности Русское музыкальное общество, а также такие конц. организации, как «Концерты С. А. Кусевицкого» (1909–1914), «Концерты А. И. Зилоти» (1903–18), Кружок любителей русской музыки и др.
Коренные изменения в конц. деятельности произошли в СССР, где организация и руководство конц. жизнью находятся в руках социалистич. гос-ва. В первые же послереволюц. годы возникли такие новые массовые формы К., как концерт-митинг, «Корпорация артистов — солистов Большого т-ра» в Москве, ленингр. хор. олимпиады гор. муз. самодеятельности (первая была проведена в 1927, в нек-рых участвовало до 100000 музыкантов).
Руководство конц. жизнью в СССР сосредоточено в гос. концертных организациях — Союзконцерт, Росконцерт, Укрконцерт и других, республиканских, областных и гор. филармониях. В своей работе сов. конц. организации опираются на новые принципы. На первое место выдвигается муз.-просветительная и культурная деятельность. К. организуются не только в конц. залах крупных городов, но и в небольших городах, в клубах, домах культуры и цехах заводов и фабрик, в совхозах, колхозах. Филармонии ведут большую муз.-просветительную работу среди слушателей. Издают аннотированные программы К., выпускают брошюры (в помощь слушателю), при мн. филармониях существуют постоянные лектории.
Филармонии располагают первоклассными солистами и исполнительскими коллективами, завоевавшими мировую известность: Государственный симфонический оркестр Союза ССР, Симфонический оркестр Московской филармонии, Моск. камерный оркестр (осн. в 1956), Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Государственный академический русский хор Союза ССР, Республиканская русская хоровая капелла, Струнный квартет им. Бородина (осн. в 1945) и др. Организацией К. советских исполнительских коллективов и солистов за рубежом, а также гастролей зарубежных артистов в СССР ведает Госконцерт СССР.
Литература: Альбрехт Е., Общий обзор деятельности С.-Петербургского филармонического общества, СПБ, 1884; Императорское Русское музыкальное общество. Московское отделение. Симфонические собрания 1–500. Статистический указатель, М., 1899; 100-летний юбилей С.-Петербургского филармонического общества. 1802–1902, СПБ, 1902 (с перечнем программ симф. концертов); Кружок любителей русской музыки. X (1896–1906), М., 1906 (с перечнем программ концертов); Финдейзен Н.Ф., Очерк деятельности С.-Петербургского отделения императорского Русского музыкального общества (1859–1909), СПБ, 1909 (с приложением: программы симфонических и камерных концертов; исполнители); С.-Петербургские концерты А. Зилоти. Программа концертов за десять сезонов (1903/1904–1912/1913), СПБ, 1913; Государственная академическая филармония (Ленинград). Десять лет симфонической музыки. 1917–1927, Л., 1928 (с перечнем программ); Ленинградская филармония. Статьи. Воспоминания. Материалы, (сб.), Л., 1972; Московская государственная филармония, М., 1973; Elwаrt A. A. E., Histoire de la Societe des concerts du Conservatoire imperial de musique, P., 1860; Deldever E. M. E., Histoire des concerts populaires, P., 1864; Вrenet M. (Babilljer M.), Les concerts en France sous lAncien regime, P., 1900; Rierre C., Le concert spirituel 1725, а 1790, P., 1900; Bekker P., Das deutsche Musikleben, Stuttg. — В., 1916; Dandelot A., La Societe des concerts du Conservatoire de 1828, а 1923, P., 1923; Meyer K., Das Konzert, ein Fьhrer, Stuttg., 1925; Preussner E., Die burgerliche Musikkultur, Hamb., 1935, «Kassel — Basel, 1954; Van der Wall W., Liepmann С. М., Musik in institutions, N. Y., 1936; Maugй G., Concert, P., 1937; Gerhardt E., Recital, L., 1953; Bauer R., Das Konzert, В., 1955.
И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.