Примадонна (итал. primadonna, букв. — первая дама) — певица, исполняющая первые (главные) партии в опере или оперетте (в Италии такое же значение имеет для певцов термин primo huomo, букв. — первый мужчина). Термин «примадонна» появился в кон. 17 в., в эпоху венецианской и особенно неаполитанской оперных школ, когда опера-сериа превратилась в «концерт в костюмах», в «состязание» артистов. Исполнительницы-виртуозы диктовали условия композиторам, требуя разл. сольных эпизодов — эффектных арий, изобилующих разл. украшениями, сложными пассажами, блестящими каденциями. В сер. 18 в. передовые деятели иск-ва стали подвергать критике ограниченность и невежество мн. П., заботившихся лишь о показе технич. возможностей голоса и не придававших значения художеств. правде, естественности сценич. поведения воплощаемых ими персонажей. Однако мн. П. были выдающимися представителями стиля бельканто, в т. ч. Ф. Куццони, В. Тези-Трамонтини, Л. Агьяри, А. де Амичис, в 19 в. — Дж. Паста, А. Патти и др.
Литература: Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962; Edwаrds H. S., The Prima Donna, v. 1–2, L., 1888; Weissmann A., Die Primadonna, В., 1920; Honolka К., Die grossen Primadonnen, von der Bordoni bis zur Callas, Stuttg., (1960); Natan A., Primadonna, Basel, (1962).
Л. Б. Римский