Пассамеццо

Пассамеццо (итал. passamezzo) — итальянский танец 16 века.

Происхождение названия не установлено. X. Риман относил слово «mezzo» к вертикальному штриху в знаке alla breve (?) и трактовал название как танец в ускоренном темпе. О. Гомбози производил П. от нем. «Bass Mass», т. е. от танца, в к-ром главную роль играл басовый голос. Др. исследователи считали, что название свидетельствует об исполнении танца в середине (mezzo) зала, или объясняли его как указание, относящееся к хореографии (итал. pass’e mezzo — полтора шага).

После 1536 П. приобрёл известность за пределами Италии (напр., пассамеццо нем. композитора X. Нёйзидлера). По муз. стилю танец близок паване, к-рую он вытесняет с её традиционного первого места в танц. сюите. В это время происходит кристаллизация гармонических моделей П., лежащих в основе вариационной формы танца и определяющих его. Наиболее распространённые разновидности — «старинный» (antico) и «современный» (moderno):

В нек-рых случаях гармонич. формула П. имеет расширение в виде коды (напр., в паванах У. Бёрда). Равномерная ритмич. пульсация аккордов (гармонич. формула П.) сочетается с фигурационной, нередко с виртуозной мелодич. линией.

П. создавались также на основе др. моделей, напр. на тему нар. песни «La rocha e’l fuso», танц. тему «La battaglia» (пародия на известную «Battaglia» Жанекена) и др. Они исполнялись также на лютне или к.-л. клавишном инструменте (не исключалось и вок. исполнение). На основе многочисл. обработок П. в 16 в. складывались значит. по объёму сюитно-вариационные циклы. Напр., Дж. Горцанис создал 24 сюиты (по две от каждой из 12 ступеней), состоящие из «старинных» П. с присоединёнными к ним сальтарелло (в миноре) и «современных» П. с сальтарелло (в мажоре). Цикл этих сюит получил название «Wohltemperierte Laute».

Обе гармонич. формулы П. не встречаются в источниках ранее 1540; они включены, напр., в «Tratado de glosas» Д. Ортиса (1553) наряду с родственными им моделями фолии и романески, бывшими, возможно, прототипами П. Во 2-й пол. 16–17 вв. П. создаются лишь на основе 2 главных разновидностей; их образцы- у С. Молинаро, У. Бёрда, А. Габриели, С. Шейдта, Б. Марини, Дж. Б. Витали и др.

Литература: Dieckmann J., Die in deutscher Lautentabulatur uberlieferten Tanze des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1931 (Diss.); Haifaig H., Eine handschriftliche Lautentabulatur des Giacomo Gorzanis, Regensburg, 1933; Reichert G., Der Passamezzo, в сб.: Gesellschaft fur Musikforschung. Kongressbericht, Luneburg, 1950.

Т. Л. Ляхова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Гамма Теория музыки
Developpe, девлоппе Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Лондон музыкальный Национальные культуры
Нотация Теория музыки
Фортепиано Музыкальные инструменты
Дутар Национальные культуры
Корифей Термины и понятия
Романтизм в балете Балет и танец
Песня без слов Музыкальные жанры
Русская музыка Национальные культуры
Диатоническая гамма Теория музыки
Пастурель Музыкальные жанры

Реклама