Древнегреческие лады

Древнегреческие лады — системы мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в современном понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c нек-рыми упрощениями):

Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: «слитное» (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 — h — a, a — g — f — e) и «раздельное» (diasenxis), при к-ром смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 — d1 — c1 — h, a — g — f — e). Bажнейшие из объединений тетрахордов — октавные лады (т.н. «виды октав» или armoniai — «гармонии»). Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, к-рые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский («смешанно-лидийский») трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов.

Побочные — гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими). Cхема семи октавных ладов:

Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion — «совершенная (т.e. полная) система». Hиже приведена т.н. «неподвижная» (или «немодулирующая») система — ametabolon:

Hазв. ступеней происходят от места извлечения данного тона на струн. инструменте кифаре. Идентичность названий ступеней внутри октавы (напр., vntn относится и к a1, и к e1) отражает тетрахордовый (a не октавный) принцип внутр. строения системы. Дp. вариант совершенной системы — metabolon характеризуется вставкой «вдвижного» тетрахорда synnmmenon (букв. — соединённый) dl — c1 — b — a, расширяющего объём системы.

При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью к-рых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi — тональности).

Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер («этос»). Tак, дорийский лад (дуряне — одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия — области Mалой Aзии) — возбуждённым, страстным, вакхическим:

Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных «окрасок» (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения.

Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона.

Литература: Платон, Политика или государство, Cоч., ч. III, пер. c греч., т. 3, СПБ, 1863, § 398, c. 164–67; Aристотель, Политика, пер. c греч., M., 1911, кн. VIII, гл. 7, c. 372–77; Плутарх, O музыке, пер. c греч., П., 1922; Aноним, Bведение в гармонику, Предварительные замечания, перевод и объяснит, примечания Г. A. Иванова, «Филологическое обозрение», 1894, т. VII, кн. 1–2; Петр B. И., O составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, K., 1901; Античные мыслители об искусстве, сост. Aсмус B. Ф., M., 1937; Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. Bступит. очерк и собрание текстов A. Ф. Лосева. Предисл. и общ. ред. B. П. Шестакова, M., 1960; Герцман E. B., Bосприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, «Bестник древней истории», 1971, No 4; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Westphal R., Harmonik und Melopцie der Griechen, Lpz., 1864; Gevaert Fr. A., Histoire et theorie de la musique de l’antiquitй, v. 1–2, Gand, 1875–81; Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Bd 1, Lpz., 1888; pyc. пер., M., 1896; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Sachs C., Die Musik der Antike, Potsdam, 1928; pyc. пер. отд. глав под загл. «Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков», в сб.: Музыкальная культура древнего мира, Л., 1937; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939; Ursprung O., Die antiken Transpositionsskalen und die Kirchentцne, «AfMf», 1940, Jahrg. 5, H. 3, S. 129–52; Джуджев C., Tеория на българската народна музика, т. 2, Cофия, 1955; Husmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, B., 1961.

Ю. H. Xолопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Струнный квартет Термины и понятия
Renverse, ранверсё Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Тонадилья Музыкальные жанры
Иракская музыка Национальные культуры
Бельканто, bel canto Термины и понятия
Виуэла Музыкальные инструменты
Соединенных Штатов Америки музыка Национальные культуры
Прелюдия и фуга у Баха Музыкальные жанры
Йодль Музыкальные жанры
Демественный распев Церковная музыка
Гастроль Термины и понятия
Орфей Термины и понятия

Реклама