Ричеркар (итал. ricercar, от ricercare — искать, разыскивать) — один из старейших жанров инструментальной музыки. Название «ричеркар» ранее всего встречается в лютневых табулатурных сборниках (Ф. Спиначчино, 1507; Дж. А. Дельца, 1508; Петруччи, 1507–08, и др.). Первые образцы Р. близки прелюдии. Для них характерны импровизационность, обилие пассажей, преобладание аккордового склада. Такие Р. сочинялись также для скрипки, виолончели, виолы да гамба (иногда в характере этюда) и даже для голоса (бестекстовые пьесы типа вокализа). Параллельно с указанным типом Р. в орг. и инстр. ансамблевой музыке складывался имитационный Р., к-рый поначалу был аналогичен мотету (в частности, мотетам Жоскена Депре). Специфич. качества Р. наиболее чётко проявились в соч. А. Вилларта, Дж. Каваццони, Ж. Бууса, А. Габриели и несколько позже Дж. Габриели. В 16 в. полифонич. Р. представлял собой развитую имитац. форму, иногда построенную на заимствованной теме (напр., в основу ричеркара А. Габриели «Del primo tuone. Alla quarta alta» положена первая строфа хорала «Vater unser in Himmelreich», взятая в обращении).
Различают Р. однотемные и многотемные. Для формы Р. (особенно многотемного) типично разграничение на неск. разделов, иногда посредством каденций импровизац. характера (напр., в ричеркарах Каваццони). В Р. определились черты, важные для формирования фуги: тонико-доминантовый ответ (на основе обычного для того времени мелодически нейтрального тематизма), попарный порядок вступления голосов. В 17 в. крупнейшими мастерами Р., максимально приблизившими его к фуге, были Я. П. Свелинк, Дж. Фрескобальди (у к-рого Р. достиг вершины своего развития), И. Я. Фробергер, И. Пахельбель. Эти мастера применяли термины «ричеркар» и «фуга» как почти идентичные. В целом для Р. (в соответствии с этимологией) более характерно использование сложных способов преобразования полифонич. темы (в частности, уменьшения и увеличения) и построение формы на основе сплошных имитаций (нередко стреттных) без интермедий. В этом отношении фуга C-dur из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха напоминает Р.
В 18 в. Р. поглощается фугой и как самостоят. форма практически выходит из употребления. Последние выдающиеся образцы Р. принадлежат И. С. Баху (трёхгол. и шестигол. Р. из «Музыкального приношения»). После Баха среди произв. крупных мастеров Р. не встречается. В 20 в. к Р., как и к др. старинным жанрам, обращаются композиторы неоклассицистского направления, для к-рых Р. становится объектом стилизации. Таковы ричеркары Дж. Ф. Малипьеро (1926), Б. Мартину (1938), А. Казеллы (1932, 1942), Р. I и II из Кантаты И. Ф. Стравинского (1952). Р. названа финальная часть в соч. А. Пярта «Коллаж на тему BACH» (1964).
Литература: Прoтoпoпов Вл., Ричеркар и канцона в XVI–XVII веках и их эволюция, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972; Петраш A., Жанры позднеренессансной инструментальной музыки и становление сонаты и сюиты, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 14, Л., 1975; Winterfeld С. von, J. Gabrieli und sein Zeitalter, Tl 1–2, В., 1834; Wasielewski W. J. von, Geschichte der Instrumentalmusik im 16. Jahrhundert, В., 1878; Seiffert M., Weitzmann С. F., Geschichte der Klavier-Musik, Lpz., 1899; Kцrte O., Laute und Lauten-Musik bis zur Mitte des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1901; Кinkeldey О., Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1910; Frotscher G., Geschichte des Orgelspiels und der Orgelkompositionen, В., 1935, Bd 1–2, В., 1959; Jeppesen К., Die italienische Orgelmusik am Anfang des Cinquecento, Kph., 1943; Sutherland G., The Ricercari of J. Buus, «MQ», 1945, v. 31; Eggebrесht H. H., Terminus «Ricercar», «AfMw», 1952, Bd 9; Hоrsley J., The solo ricercar in diminution manuals: new light on early wind and string techniques, «Acta Musicologica», 1961, Bd 33.
Т. С. Кюрегян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.