Литания (позднелат. litania, от греч. litaneia — просьба, моление) — в католическом богослужении молитва или песнопение, обращённое к богу, богоматери или святым и обычно содержащее мольбу о помиловании или заступничестве.
Самый ранний тип католич. Л. (5–7 вв.) — т. н. Kyrie-Litanei, заимствованная от вост. церкви; в ней община отвечала на определённые молитвы возгласом-мольбой «Kyrie eleison» (позднее использовались и др. возгласы). В 7 в. в Риме возникла «Л. на праздник всех душ», к-рая стала господствующим видом Л. Из более поздних Л. в 17 в. было разрешено исполнение в церкви народной т. н. Лауретинской Л. — торжественного песнопения в честь девы Марии (названа Лауретинской, по-видимому, по месту паломничества — Loreto) с простой песенной мелодией скорбного характера. Вне официальной службы исполнялось ещё неск. Л.
С 16 в. Л., и прежде всего Лауретинская Л., обрабатывались композиторами в виде многогол. произв., часто с использованием хор. «аккордовой» декламации. Подобного рода сочинения создали Палестрина (10 Л., 1593), О. Лассо и др. композиторы. Такие Л. с англ. переводами текстов вошли и в церк. службы англиканской церкви. 4 Л. были написаны В. А. Моцартом (K.-v. 109, 125, 195 и 243). В 19 в. порой находили воплощение свободные поэтич. претворения мотивов Л. («Литания на праздник всех душ» — «Litanei auf das Fest aller Seele» Шуберта для голоса и фп. на текст Якоби и др.).
Литература: Wagnеr Р., Einfuhrung in die Gregorianischen Melodien, Bd 3, Lpz., 1921, Hildesheim — Wiesbaden, 1962; Fellerer K. G., Mozarts Litaneien, в кн.: Bericht uber die musikwissenschaftlichen Tagung der internationalen Stiftung Mozarteum in Salzburg 1931, Lpz., 1932; Roth J., Die mehrstimmigen lateinischen Litaneikompositionen des 16. Jahrhunderts, Regensburg, 1959 (Kolner Beitrage zur Musikforschung, Bd 14).
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.