Парафраза (от греч. paraprasis — пересказ).
1) Распространённое в 19 в. обозначение инструментальной виртуозной фантазии, главным образом для фортепиано, на темы популярных песен, оперных арий и т.п. Эти темы нередко подвергаются в парафразе значительному преобразованию, выступают в новых соотношениях друг с другом. Большая часть парафраз принадлежит к салонной музыке. Ряд художественно-значимых парафраз создан Ф. Листом (три парафразы на швейцарские мелодии в «Альбоме путешественника»; парафраза на песню Gaudeamus igitur; на темы оперы Верди «Риголетто»; на полонез из оперы Чайковского «Евгений Онегин» и др.).
2) Обозначение, применявшееся X. Риманом, А. Шерингом и Ж. Гандшином для обработок хоральных мелодий в полифонических сочинениях 13-16 вв., в которых оригинальная мелодия выступала в упрощённом и «обобщённом» виде.
Литература: Friedlander E., Wagner-Liszt und die Kunst der Klavierbearbeitung, Detmold, 1922; Rresser D., Die Opernbearbeitungen des 19. Jahrhunderts, «AfMw», 1955, Jahrg. 12, H. 3; Handsсhin J., Zur Frage der melodischen Paraphrasierung im Mittelalter, «ZfMw», 1928, Jahrg. 10, H. 9/10.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.