итал., букв. — певуче, от cantare — петь; франц. cantable
1) Певучесть, напевность мелодики. В кон. 17-18 вв. она становится важнейшим позитивным эстетич. критерием не только по отношению к вокальной, но и к инстр. музыке. Так, Л. Моцарт определяет напевность как "прекраснейшее в музыке" ("Versuch einer grьndlichen Violinschule", 1756); P. Э. Бах рекомендует каждому музыканту (композитору) слушать хороших певцов и изучать вокальное иск-во, чтобы научиться "мыслить напевно" (см. "Versuch ьber die wahre Art das Clavier zu spielen", Bd 1, 1753).
2) Певучесть, напевность исполнения музыки. Требование певучего, напевного исполнения приобретает особое значение одновременно с утверждением представления об эстетич. ценности этих качеств. Напр., И. С. Бах отмечает, что певучесть является осн. целью при обучении исполнению полифонич. музыки ("Aufrichtige Anleitung", 1723). Со 2-й пол. 18 в. обозначение С. часто выставляется вместе с обозначением темпа произв. или его части, указывая на характер музыки (В. А. Моцарт - Andante cantabile con espressione в сонате для фп. a-moll, K.-V. 281; Л. Бетховен - Adagio cantabile в сонате для скрипки и фп. ор. 30 No 2; П. И. Чайковский - Andante cantabile в квартете ор. 11). Встречаются и самостоятельные произв. с назв. С. ("Кантабиле" Ц. А. Кюи для виолончели и фп.).