Staatsoper Stuttgart
Штутгартская опера, наряду со Штутгартским балетом и Штутгартской драмой, является подразделением Вюртембергского государственного театра. Начиная с 1994 года, театр работает по следующей модели, распространённой на немецких землях: все три подразделения действуют автономно в художественном и экономическом отношении под руководством собственных интендантов. В то же время, ряд таких вопросов, как проведение строительных и реставрационных работ, взаимодействие с администрацией города и проч. курирует единый интендант.
История вюртембергской оперы берёт начало в XVII столетии. Старый театр в ренессансном стиле сгорел в 1902 году. Нынешнее здание строилось по проекту мюнхенского архитектора Макса Литтмана как Королевский Придворный театр с 1909 по 1912 годы, и состояло из Большого и Малого домов. Театр открылся 25 октября 1912 года мировой премьерой первой редакции «Ариадны на Наксосе» в Малом доме. Рихард Штраус лично дирижировал оперой. Осенью 1944 года Малый дом разрушила авиабомба. Создавая декорации к «Ариадне», которая ставилась в Штутгарте к столетию мировой премьеры, сценограф Анна Виброк воскресила по чёрно-белым фотографиям и цветным рисункам Литтмана интерьеры Малого дома.
В Большом Доме — овальной серой полуротонде рядом с дворцом-резиденцией вюртембергских герцогов и королей — 1404 места, но зал кажется небольшим и уютным. Ещё 200 мест предлагает Камерный театр в Новой государственной галерее. На потолке изображён круг знаков Зодиака. Зал оформлен в серых, серебряных, желтых тонах, его украшают маски и корона на центральной ложе. Простые и, в то же время, неуловимо изящные линии погружают в атмосферу немецкого модерна, с его сдержанным обаянием и скромным очарованием. На штутгартской сцене пели Энрико Карузо, Рената Тебальди, Элизабет Шварцкопф, Биргит Нильссон, Пласидо Доминго и др.
Штутгартская опера — репертуарный театр, контракты с исполнителями заключаются минимум на три года. С наличием постоянной труппы связывается качество постановок, которое, по мнению руководства, не обеспечивает система стаджионе. Как правило, Штутгартская опера представляет пять премьерных спектаклей в течение сезона, репетиционный период длится семь недель. Кроме того, оркестр Вюртембергского государственного театра проводит семь симфонических и семь камерных концертов в году. Театр спонсирует Porsche.
За время интендантства Клауса Цееляйна (1991—2006) Штутгартская опера шесть раз становилась оперным театром года по версии журнала «Opernwelt», что позволяет говорить о Штутгартской опере как об одной из ведущих оперных сцен не только Германии, но и Европы.
С 2011 года интендантом Штутгартской оперы является режиссёр Йосси Вилер. Своими главными учителями Вилер называет Станиславского и Брука, и исходит в своей работе из того, что опера не может быть музеем, убежищем эскапистов. Постановки должны быть актуальными, связанными с тем историческим, культурным и эмоциональным опытом, который имеет современный зритель. Вилер уже двадцать лет работает в тесном сотрудничестве с режиссёром Сержио Морабито и сценографом Анной Виброк. К наиболее значительным достижениям этой команды постановщиков немецкие критики причисляют удостоенные наград постановки «Моисея и Ааарона» Шёнберга, «Ариадны на Наксосе» Штрауса, «Сомнабулы» Беллини, «Альцины» Генделя и вагнеровского «Зигфрида».
Пост главного дирижёра в сезоне 2012/2013 занял Сильвен Камбрелен, заключив контракт на четыре года. Его первой премьерой стала опера Эдисона Денисова «Пена дней». Камбрелен родился в Амьене в 1948 году. На протяжении своей сорокалетней дирижёрской карьеры Камбрелен сотрудничал с такими театрами, как Метрополитен-опера, Опера Бастилии, Ла Скала, Венская опера, был главным дирижёром Франкфуртской оперы. Обширная дискография отражает ярко выраженное стремление Камбрелена, наряду с классическими шедеврами, исполнять музыку композиторов XX и XXI веков.
В завершение остаётся добавить, что Штутгартская опера — режиссёрский театр, где для артиста важнее не нарушить неосторожным движением интеллектуальный смысл задуманной режиссёром мизансцены, а не выразить в свободном жесте импровизации сильную эмоцию, захватив ею зрителя. Однако постановщикам здесь крайне редко изменяет вкус, спектакли остаются достоверными по отношению к музыке и тесно связанными с либретто, а интерпретации не являются настолько радикальными, как, например, в Гамбургской опере.