Серенада (франц. serenade, от итал. serenata, от sera — вечер; нем. Serenade, Ständchen).
1) Песня, представляющая собой обращение к возлюбленной. Истоком такой серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Вок. С. была широко распространена в быту юж. романских народов. Она предназначалась для исполнения в вечернее или ночное время под окном возлюбленной; певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем подобного рода вок. С. вошла в оперу (серенада Дон Жуана из одноим. оперы Моцарта, серенада графа из оперы «Севильский цирюльник» Россини и др.), вместе со своей разновидностью — песней в честь возлюбленной, прославляющей её достоинства,- стала жанром камерной вок. музыки. Широко известны шубертовские «Вечерняя серенада» («Ständchen») на текст Л. Рельштаба (его «Утренняя серенада» во многом представляет тип «утренней песни» — см. Альборада), С. на текст Ф. Грильпарцера (для соло контральто, жен. хора и фп.); серенады имеются и среди песен Ф. Шуберта, не носящих этого названия (напр., песня «К Сильвии» — «An Sylvia»). В последующее время С. для голоса и фп. создавали Р. Шуман, И. Брамс, Э. Григ, М. И. Глинка («Я здесь, Инезилья», «Ночной Зефир», «О дева чудная моя»), А. С. Даргомыжский («Ночной зефир»), П. И. Чайковский («Серенада Дон Жуана») и др. композиторы.
2) Сольная инструментальная пьеса, воспроизводящая характерные черты вокальной серенады. Образцами С. могут служить No 36 из «Песен без слов» для фп. Мендельсона-Бартольди, С. из «Думок» для фп. трио Дворжака, С. для скрипки и фп. Аренского. Изредка особенности вок. С. имитируются и в ансамблевой музыке. Яркий пример — С. Andante cantabile из струн. квартета Й. Гайдна (Hob. III, No 17), где выделяются соло и аккомпанемент, воссоздающий звучание типичных для сопровождения старинной С. инструментов — мандолины, лютни, гитары.
3) Циклическое ансамблевое инструментальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну. Первоначально С. создавались в честь к.-л. особы и предназначались для исполнения на открытом воздухе; в инстр. составе главенствующее положение занимали дух. инструменты. С. часто начинались и заканчивались маршами, как бы изображавшими приход и уход музыкантов. Примерно к 1770 С. утратила прикладное значение. Характерные черты С. — большее, чем в симфонии, количество частей (обычно 7–8), соединение в цикле частей, типичных для симфонии, с частями, типичными для сюиты; как правило, в С. присутствует менуэт, нередко 2–3 менуэта. По стилю С. ближе к сюите, чем к симфонии. Инстр. состав может быть как камерным (особенно в сюитах для дух. инструментов), так и оркестровым (используется преимущественно струн. оркестр).
В числе авторов инстр. циклич. С. — М. Гайдн, Л. и В. А. Моцарт (наиболее известные С. — «Хаффнеровская серенада» — «Haffner-Serenade», K.-v. 250, и «Маленькая ночная музыка» — «Eine kleine Nachtmusik», K.-V. 525), Л. Бетховен (op. 8 — для скрипки, альта и виолончели, ор. 25 — для флейты, скрипки и альта), И. Брамс (ор. 11 — для большого оркестра и ор. 16 — для малого), А. Дворжак (ор. 22 — для струн. оркестра, ор. 44 — для дух. инструментов, виолончели и контрабаса), X. Вольф («Итальянская серенада» для малого оркестра), Я. Сибелиус (ор. 69 — 2 С. для скрипки и оркестра), П. И. Чайковский (ор. 48 — для струн. оркестра), А. К. Глазунов (ор. 7 и 11 — для симф. оркестра) и др.
4) Сочинение для пения с инструментальным, б. ч. оркестровым сопровождением, создававшееся в 17–18 вв. в странах Зап. Европы в честь к.-л. придв. торжеств (свадьбы, дня рождения или именин коронованной особы) и исполнявшееся в костюмах и со скромным декорационным оформлением. В таких С. обычно привлекались аллегорич. тексты. Как правило, помимо обозначения жанра, они носят и определ. названия, отвечающие содержанию текста. Эти С. сближаются, с одной стороны, с писавшимися в честь подобных же событий операми (типа оперы «Золотое яблоко» — «Il pomo d’oro» Чести), с другой — с торжеств. кантатами. В числе подобных С. — «Ацис и Галатея» («Acis und Galathea») Генделя (3 редакции), «Свадьба Геракла и Эбы» («Le nozze d’Ercole e d’Ebe») Глюка. На Западе театрализованная С. обозначается исключительно итальянским термином serenate, который прежде применялся и к С. других родов.