Magnificat, BWV 243
Состав исполнителей: сопрано I, сопрано II, альт I, альт II, тенор, бас, хор, оркестр, орган.
История создания
С 1717 года Бах служил в Кётене, при дворе великого князя Леопольда, но в начале 1723 года претендовал на должность кантора церкви Святого Фомы в Лейпциге. Там в феврале в качестве пробного испытания была исполнена одна из его кантат, а в марте — Страсти по Иоанну. После этого решение было принято, 5 мая Баха утвердили в новой должности. Одним из первых его сочинений на новом месте службы и стал Магнификат, созданный, предположительно, в конце мая, а исполненный на Рождество в том же году.
Латинское Magnificat — Величит — начало 46-го стиха I главы Евангелия от Луки:
... Величит душа моя Господа,
И возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем,
Что призрел Он на смирение рабы Своей;
ибо отныне будут ублажать меня все роды;
Что сотворил мне величие Сильный, и свято имя Его;
И милость Его в роды родов к боящимся Его;
Явил силу мышцы Своей;
рассеял надменных помышлениями сердца их;
Низложил сильных с престолов и вознес смиренных;
Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем;
Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
Как говорил отцам нашим, и Аврааму и семени его до века.
Магнификат предназначался для рождественской службы. На это указывают номера, связанные с текстом службы и исполняемые не на латыни, а на немецком языке. При исполнениях в другие праздники номера с немецким текстом опускались, поэтому в окончательную партитуру, созданную предположительно около 1730 года, они не вошли. Кроме евангельского текста в Магнификате присутствуют лишь заключающие его слова молитвы «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь».
Музыка
12 номеров Магнификата составляют пять хоров, пять арий, дуэт альта и тенора и терцет двух сопрано с альтом. Их содержание родственно Рождественской оратории, написанной одиннадцатью годами позднее, и музыка также предвещает ее. Она отличается возвышенным характером, общим радостным настроением.
В №1, хоре «Magnificat, magnificat» (Величит), сопровождаемом праздничными фанфарами трех труб, «царствует мотив радости, проходящий в непрерывных шестнадцатых» (Швейцер). Проникновенна ария сопрано с солирующим гобоем «Quia respexit» (Что призрел, №3). «Смирение избранной рабы передается спускающимися мотивами, изображающими преклонение; получается сопровождение неописуемого очарования — подлинный образ Мадонны в музыке» (Швейцер). В певучий дуэт альта и тенора «Et misercordia» (И милость Его, №6), вплетаются ритурнели флейт и струнных с сурдинами. №7 — мощный хор «Fecit potentiam» (Явил силу мышцы своей), основанный на гордой поступи широкими интервалами, символизирующими слово «сила». Ария альта «Esurientes implevit bonis» (Низложил сильных... и вознес смиренных, №9) носит пасторальный характер, что подчеркивается двумя солирующими флейтами. №11, хоровая фуга «Sicut locutus est» (Как говорил отцам нашим), подготавливает торжественный финал «Gloria» (Слава), славящий Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Л. Михеева
К баховским ораториям близки и произведения, созданные Бахом в жанре магнификата, — празднично-вечерние циклы на слова евангельской молитвы «Величит душа моя господа».
Таких произведений Бах написал, вероятно, два. Одно из них для женского голоса (сопрано) с оркестром — утеряно. Другое, относящееся к началу лейпцигского периода (1723 год), сохранилось в двух вариантах, из которых широко известен второй, ре-мажорный в двенадцати частях для хора, шести солистов, оркестра, органа и basso continuo (запись последнего также утеряна). Бах воспользовался фрагментом из первой главы Евангелия от Луки на латинском языке: дева Мария, получив благую весть о предстоящем материнстве, навещает святую Елизавету и, поведав ей о предсказанном, славит провидение.
На протяжении долгих веков, когда воздействие религии на искусство было огромно, этот сюжет привлекал внимание выдающихся мастеров гуманистической живописи — Филиппино Липпи, Рафаэля, Луки Кранаха-старшего, Альбрехта Дюрера. Влекло к сказанию о благовещении и музыкантов. Лучшие магнификаты добаховской поры — Палестрины, Лассо, Шютца — задуманы как светлые гимны материнской радости.
Бах остался верен этой ренессансной традиции, но до неузнаваемости широко раздвинул рамки темы. Его Магнификат — монументальная композиция-дифирамб, где малоприметный как будто бы религиозно-лирический эпизод переосмыслен подобно тому, как мы это наблюдали в страстях, — в духе народной традиции. Он развернут в яркую картину огромного празднества, полную света, движения и радости жизни.
Центральный образ — огромной разноликой толпы, ее ликующего плеска, говора, песен — воплощен в пяти монументальных хорах, составляющих основу композиции. Срединная кульминация произведения отмечена появлением героического мотива, объективный смысл которого ясно выказывает демократические идеалы художника. В самом центре цикла — мощный и воинственный гимн на слова: «Fecit potentiam» — «Явил могущество свое и рассеял возгордившихся». «И низложил властителей с престолов их и возвысил униженных», — подхватывает соло тенора в сурово-патетической арии-сарабанде. Жизнеутверждающая сила и сосредоточенная энергия музыки совершенно снимают смиренно-молитвенный тон благочестивого монолога девы. Бах отнюдь не отвлекается от евангельского текста. Его образы воплощены в великолепной звукописи и множестве сложившихся веками традиционных приемов. Возгласы «Magnificat» («Величит») и «Gloria» («Слава») в хорах-славословиях, обрамляющих композицию, распеты на экстатически звучащих внутрислоговых вокализах, с раскатами фигуративных волн в красочно-нарядном оркестре (трубы, литавры, флейты, гобои, фагот, струнный квинтет, орган и чембало). Здесь, как и в других дифирамбических хорах композитора, в новом качестве возрождается традиция древних юбиляций. В хоре «Явил могущество» непосредственно перед кодой, «рассеяние возгордившихся» очерчено ломаной фигурацией ля-мажорного трезвучия, раскинутой по расходящимся направлениям в широком диапазоне (оркестр, певческие голоса). На словах «низложение», «унижение» в вокальных партиях возникают ниспадающие мелодические линии. «Погрязшие в гордыне» запечатлены в гармониях уменьшенного септаккорда и увеличенного трезвучия (редкий случай у Баха, когда оно возникает в качестве самостоятельной гармонии островыразительного значения):
Но все это, вопреки красивым религиозно-символическим концепциям А. Швейцера и А. Пирро, — частности и детали звукописи, не более. Важнее то, что ренессансная тема «похвалы материнству» не только сохранена в баховском Магнификате, но воплощена с неувядаемой свежестью и красотой. Отсюда особая активность женских голосов в хорах, ансамбле (полифонический терцет h-moll) и лирических ариях. Примечательно, что эти пленительные образы «вечно женственного» являются на праздничной картине тотчас же вслед за вступительным хором. Кульминационные же хоры органически-непрерывно возникают из них attacca либо на «вторгающихся» каденциях. Характерно также, что арии и ансамбли Магнификата (для женских и для мужских голосов) по жанровому облику связаны с бытующими сюитно-танцевальными формами того времени. Менуэт, гавот, сицилиана, сарабанда составляют как бы другой, жанрово-лирический план картины, гармонирующий с народно-праздничным замыслом произведения (люди предаются веселью, пляшут и поют). Это создает своеобразную двуплановость цикла: гимническая кантата синтезирована с «распетой» сюитой; величальные хоры и скромные песни-танцы, возвышенно-чувствительные и кокетливые, идиллические и элегичные, на тонко-красочно инструментованном аккомпанементе, рельефно, местами контрастно оттеняют друг друга, и все замкнуто в рамки изящно уравновешенной, почти концентрически решенной композиции с тональным планом, типичным для стиля композитора. В первой половине формы гармония постепенно поворачивает к доминанте, во второй — захватывает субдоминантовую сферу, между тем как утверждение ре мажора в кульминационном центре композиции вносит в тональный план, как это бывает в некоторых фугах, «рондообразные» черты.
Светски-жизнерадостный, народно-величальный элемент, воплощенный в полифонически насыщенном хоровом массиве, доминирует на общей картине. Вот почему Бах — творец Магнификата ближе к латинскому тексту в частностях и деталях своей партитуры, но достаточно далек от него в общей концепции, в конечном художественном результате.
Магнификат — творение редкой красоты и мощи. Ренессансная традиция слилась в нем с тенденциями, ведущими к границам XIX столетия. Бах словно воссоздает здесь еще не остывшие краски праздничных полотен Паоло Веронезе, но мы уже слышим в нем и предчувствие победно-ликующих ре-мажорных финалов Бетховена.
В. Галацкая