Мелодрама (от греч. melos — песнь, мелодия и drama — действие, драма) — особый музыкально-театральный жанр, возникший и получивший распространение в 18 в. в европейских странах. В мелодраме монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, к-рая перемежается с декламацией, а иногда исполняется одновременно с произнесением текста.
Возникновение М. было продиктовано эстетич. принципами эпохи Просвещения: стремление к естественной выразительности музыки в тесной связи с развитием драм. мысли. Ранний образец М. создал Ж. Ж. Руссо в лирич. сценах «Пигмалион» (1762, сюжет заимствован из «Метаморфоз» Овидия). Его целью было соединение декламации, пантомимы и инстр. музыки, чутко следующей за развитием психологич. драмы. Руссо отказался от возвышенной декламации старого франц. оперного иск-ва, он стремился к освобождению музыки от оперных условностей и требовал её соответствия каждому душевному движению персонажей. Для этого было ограничено число действующих лиц, и всё внимание сосредоточено на чувствах скульптора, оживляющего статую девушки, и на самом процессе постепенного оживления мёртвой материи силой искусства. Руссо, видимо, лишь наметил характер музыки (сохранились отрывки её); исполнялся «Пигмалион» с музыкой О. Куанье (1770, Лион; впоследствии музыку писали и др. композиторы). Идея М., выдвинутая Руссо, привлекла внимание музыкантов и за пределами Франции. Высокое признание получили М. чешского комп. Й. Бенды «Ариадна на Наксосе» (1774) и «Медея» (1775). Произв. в этом жанре были созданы К. Г. Нефе («Софонисба», 1782) и др.
В России к М. обратился драматург Я. Б. Княжнин. М. «Орфей» на его текст впервые исполнена с музыкой Ф. Торелли (1781), но стала популярной после того, как Е. И. Фоминым была написана новая музыка (исп. в 1792, Петербург). «Орфей» Княжнина и Фомина — один из ярких образцов этого жанра, отличающийся глубокой драм. выразительностью музыки, симф. напряжённостью её развития. В произв. введён хор, завершает его драм. балетная сцена (танец фурий). М. постепенно утрачивает самостоят. значение. Принципы её широко проникают как выразит. средство в оперу, сценич. музыку. В процессе симфонизации оперы, характерном для 19 в., приёмы М. утрачивают своё значение внутри оперного произв., сохраняясь, однако, в музыке к драм. спектаклям («Манфред» Шумана, «Арлезианка» Бизе, «Пер Гюнт» Грига, «Король Лир» Балакирева и др.). См. также ст. Мелодекламация.
Литература: Глумов A., Историческое развитие мелодрамы, «СМ», 1935, No 1; его же, Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 350–61; Istеl E., J. J. Rousseau als Komponist seiner lyrischen Szene «Pygmalion», Lpz., 1902; его же, Die Entstehung des deutschen Melodramas, В., 1906; Veen J. van der, Le melodrame musical de Rousseau au romantisme, La Haye, 1955.
T. H. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.