Итальянский балет

«Дедал». Театр «Ла Скала». Балетмейстер С. Вигано. Рис. А. Санкуирико

Итальянский балет

Европейский балет зародился в Италии в эпоху Возрождения, которая началась здесь раньше, чем в др. странах. Предпосылками явились: богатейшая нар. танц. культура, традиции антич. танца и пантомимы, унаследованные ср.-век. мимами, а также возросшая в эту же эпоху потребность в зрелищах, общественных развлечениях. В 14 в. танцы были частью нар. празднеств и церковных действ, содержавших элементы будущих театр, представлений. При дворах исполнялись бальные танцы, являвшиеся переработкой народных.

В 15–16 вв. шла их регламентация, разрабатывалась терминология. Придворные танцмейстеры создали первые учебники и теоретич. труды: Доменико да Пьяченца — «Об искусстве танцевать и водить хоры» (кон. 14 в.), Г. Эбрео — «Трактат о танце» (1463), А. Корнацано -«Книга об искусстве танцевания» (1465), Ф. Карозо — «Танцовщик» (1581), Ч. Негри- «Милости любви» (1602). Так сформировалась итал. танц. школа, имевшая большое значение в становлении балета.

К кон. 15 в. относятся первые придворные праздничные представления (напр., свадебный пир, устроенный Бергонцио Ботта в Тортоне, 1489), где в аллегории, сценах участвовали костюмированные персонажи в масках. Из устроителей подобных празднеств получил известность миланский танцмейстер П. Диобоно (1-я пол. 16 в.).

Танец занимал также важное место и в представлениях новых театр. жанров, формировавшихся в Италии в 15 — 16 вв.; он исполнялся в виде моресок между действиями антич. пьес («Близнецы» Плавта и «Евнух» Теренция в Ферраре, 80 — 90-е гг. 15 в.), в «мадригальных комедиях» 16 в., в пасторалях («Верный пастух» Б. Гварини, 1584) и, наконец, в операх кон. 16 — нач. 17 вв.

В сер. 16 в. на развитие сценич. танца большое влияние оказала комедия дель арте, актёры к-рой были гимнастами и танцорами; исполнявшиеся в представлениях танцы послужили материалом для комич. сцен, в дальнейшем вводившихся в придворный балет.

В кон. 16 — нач. 17 вв. итал. композиторы, танцмейстеры и художники часто приглашались во Францию как устроители театрализованных придворных празднеств. Здесь проводились эксперименты по сочетанию слова с музыкой и танцами, что привело к созданию «комедийного» (т. е. драматич.) балета. Первый удачный спектакль этого жанра — «Комедийный балет Королевы», пост. Бальтазарини ли Бельджойозо (Божуайё) в 1581 в Париже. В Италии же опыты по сочетанию пения, музыки и танца привели к созданию оперы.

Сформировавшийся во Франции новый балетный жанр, распространившись в Европе, вернулся в Италию; в 17 в. придворный балет получил здесь широкое распространение. Известность приобрёл Ф. д’Алье, к-рый в 1606 — 1657 в Турине осуществил 32 постановки, в т. ч. «Балет алхимиков» (1640), «Балет о табаке» (1650).

В кон. 16 в. появились первые публичные театры. К кон. 17 в. они уже имелись в Милане, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Сиене, Мантуе; в них работали итал. и иностр. артисты и балетмейстеры. В 18 в. сложился свойственный итал. танцовщикам стиль исполнения, отличавшийся от изысканной манеры, принятой во франц. Королев, академии музыки, большей технич. виртуозностью и непосредственностью драматич. выразительности.

К этому времени относится зарождение артистич. семей, давших Европе в 18 и 19 вв. многих известных исполнителей и балетмейстеров: Вестрис, Тальони, Анджолини, Паллерини и др. В 18 в. итал. танцовщики с успехом выступали в др. странах (напр., Б. Кампанини, или Ла Барберина, — во Франции и Германии).

Итал. хореографы несли в разные страны проф. мастерство, одновременно усваивая и развивая местные традиции. Балетм. Г. Анджолини, работая в 60-х гг. 18 в. в Вене, воспринял идеи австр. балетм. Ф. Хильфердинга и ставил драматизированные балеты, сближавшиеся с опытами франц. реформатора Ж. Ж. Новера; балетм. В. Галеотти стал основоположником европ. балета в Дании. Работавшие в России в 30-х гг. 18 в. — 20-х гг. 19 в. А. Ринальди (Фоссано), Дж. А. Сакко, Ф. Беккари, Анджолини, Дж. Канциани, Ф. Бернаделли способствовали формированию рус. балетного т-ра.

Новый этап в развитии И. б. начался на рубеже 18 — 19 вв. и совпал с периодом освободит. борьбы итал. народа. С. Вигано ставил монументальные хореографич. полотна, героин, трагедии с массовыми сценами, где действие раскрывалось средствами станцованной пантомимы: «Стрельцы» (1809), «Творения Прометея, или Власть музыки и танца» Бетховена с добавлением музыки собственной, а также Моцарта и Гайдна (1813), «Отелло» и «Весталка» на муз. Спонтини (оба — 1818), «Титаны» на муз. Россини (1819) и др. Его единомышленником был Г. Джоя («Возвращение Улисса в Итаку», 1804; «Цезарь в Египте», 1807, — оба с собств. музыкой), балеты ставили также Ф. Клерико, Дж. Гальцерани. Спектакли Вигано потребовали исполнителей нового типа — одновременно и танцовщиков и мимистов, какими были балерины А. Паллерини, М. Медина, танцовщик Н. Молинари.

В 30 — 40-х гг. 19 в. в Милане и Риме гастролировали знаменитые романтич. танцовщицы М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи и др., здесь исполнялись известные романтич. балеты, иногда в оригинальных редакциях: балетм. Л. Анри — «Сильфида» на муз. Карлини (1828); А. Кортези — «Жизель» (в 5 актах) на муз. Байетти (1843); М. Тальони — «Па-де-катр» Пуньи (1846); Ж. Перро — «Фауст» на муз. Паниццы, Косты и Байетти (1848) и др.

В сер. 19 в. известностью пользовались балетм. Кортези, Дж. Казати, Дж. Рота. В 60 — 70-х гг. упадок романтизма уменьшил значение балетного т-ра в Италии. Тем не менее итал. артисты продолжали занимать ведущее положение в т-рах мн. стран (парижском, венском оперных т-рах).

В 1813 при «Ла Скала» была открыта школа, к-рую в 1837 возглавил К. Блазис. Из неё вышли известные танцовщицы Ф. Черрито, С. Фуоко, К. Кукки, А. Боскетти, А. Феррарис, К. Розати, К. Брианца, П. Леньяни и др. В 80-х гг. в Италии и др. странах были популярны монументальные феерии Л. Манцотти, своего рода обозрения, где в сменявшихся эпизодах демонстрировались пышные декорации, танц. дивертисменты и процессии с участием сотен артистов и статистов, изображавших историч. и совр. персонажи, аллегорич. фигуры: «Эксцельсиор», 1881; «Любовь», 1886; «Спорт», 1897 (все — комп. Р. Маренко). Если Манцотти использовал в феериях актуальную тематику, то постановки его эпигонов А. Коппини, Дж. Пратези носили только зрелищный характер.

'Изменения' В. Феллегара. Театр 'Ла Скала'. Балетм. М. Пистони

В кон. 19 в. итал. артисты выработали виртуозный стиль танца, построенный на пальцевой технике и сложных вращениях, исполняемых в бравурном темпе. Итал. гастролёры выступали в крупнейших т-рах Европы и Америки. В России получили известность танцовщицы Брианца, Леньяни, А. Дель Эра, танцовщик Э. Чеккетти. Танцовщицей, культивировавшей традиционное для итал. балетного т-ра мимич. иск-во, была В. Цукки.

В кон. 19 — нач. 20 вв. оперные т-ры Италии, как правило, не имели постоянного балетного репертуара, итал. балетмейстеры (Н. Гуэрра и др.) работали преим. за границей. Гастроли труппы С. П. Дягилева (в Риме в 1911 и 1917) привлекли внимание к балету, но итал. зритель больше интересовался оперой (этот интерес и поныне отражается на репертуаре муз. т-ров Италии). Известные танцовщицы 20-х гг. — Ч. Форнароли и Б. Галлиция. В 1934 — 38 и 1945 — 54 в труппе римского Оперного т-ра работал Б. Г. Романов, ставивший балеты классич. наследия, а также спектакли с музыкой итал. композиторов («История Пьеро» М. Косты, 1934; «Птицы» О. Респиги, 1937, и др.). В 40 — 50-х гг. ряд балетов поставила Галлиция.

Наибольшее значение имела деятельность А. Миллоша, к-рый с 1938 начал ставить балеты в Риме, Милане, Венеции, на фестивале «Флорентийский музыкальный май» и др. Он — автор мн. балетов на муз. итал. композиторов («Безумие Роланда» Г. Петрасси, 1947; «Марсий» Л. Даллапикколы, 1948; «Мирандолина» В. Букки, 1957; «Ричеркар» Р. Влада, 1968; «Лицо» Л. Берио, 1973, и др.), а также на муз. Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева и др. Миллош постоянно сотрудничал с известными художниками — Дж. Де Кирико, Ф. Клеричи, Р. Гуттузо и др.

Ведущие артисты 30 — 50-х гг.: танцовщицы — А. Радиче, Л. Новаро, О. Амати; танцовщики — У. Дель Ара, Г. Лаури; 50 — 70-х гг.: танцовщицы — К. Фраччи, В. Коломбо, Э. Терабуст, М. Матеини, Л. Кози, Ф. Кова, Э. Морини, Л. Савиньяно, Р. Ковач; танцовщики — М. Пистони, А. Амодио, Л. Бонино, Р. Фашилла и др. За границей работали итал. артисты и хореографы П. Бортолуцци, В. Бьяджи, Дж. Карбоне и др.

Основные балетные труппы существуют при т-рах (на 1977): «Ла Скала» (с 1976 рук. П. Добриевич), римской Опере, «Сан-Карло» (Неаполь), «Фениче» (Венеция, рук. Л. Вантаджо), «Массимо» (Палермо, рук. Р. Нуньес), «Комунале» (Флоренция, рук. М. Мишкович), «Реджо» (Турин), «Комунале дель Опера» (Генуя) и др. В оперных т-рах балеты ставятся не постоянно, а на протяжении короткого балетного сезона, в остальное время танцовщики выступают в операх.

В репертуаре — балеты классич. наследия, Миллоша, Дж. Баланчина, Ж. Скибина, Дж. Батлера, Р. Пти, Мишковича, Дж. Коули, Ф. Бласки и др. Спектакли ставят также итал. артисты и хореографы Дель Ара, Пистони, Новаро, Бортолуцци, Амодио, Фашилла, Л. Гай и др.

Независимо от оперных т-ров работают коллективы, к-рые формируются для каждой новой постановки, а затем распадаются: передвижная труппа реж. Б. Менегатти и хореографа Гай, где выступает Фраччи («Чайка» Влада, 1968; «Каменный цветок», 1973, и др.); труппа С. Эгри в Турине и др.

Балетные спектакли демонстрируются на Междунар. балетном фестивале в Нерви (с 1955, рук. М. Порчиле), на фестивале «Флорентийский музыкальный май», в Венеции на фестивале совр. музыки, в Перудже на фестивале церковной музыки, на фестивалях в Сполето и Вероне. В 1960 при фестивале в Нерви работала труппа Европейский балет с репертуаром из постановок Л. Ф. Мясина («Севильский цирюльник» на муз. Россини, «Человеческая комедия» на муз. композиторов 14 в., и др.).

Одна из основных балетных школ — при «Ла Скала»; её традиции возродил Чеккетти, вернувшийся в 1923 в Италию. В 20 — 30-х гг. здесь преподавала Форнароли, в 50 — 60-х гг. — Э. Балнс, в сер. 70-х гг. — руководитель A. M. Прина. В 1928 открыта школа при римской Опере (единственная школа, которая до 1946 принимала мальчиков); в 30-е гг. её возглавлял Н. Гуэрра, затем Э. Каорси, в 50 — 60-е — Радиче, с 1975 — В. Цапполини. Имеется школа при т-ре «Массимо» (в сер. 70-х гг. рук. Дель Ара). В 1934 — кон. 60-х гг. в Риме работала Нац. академия танца, возглавлявшаяся танцовщицей ритмопластич. направления Я. Русской (наст. имя и фам. — Е. Борисенко), оказавшей большое влияние и на преподавание классич. танца. С 1951 во Флоренции работает школа Д. Коллин.

Среди известных историков и критиков балета — Дж. Тани. В 1955 — 62 выходил ежеквартальный журн. «Баллетто» («Balletto»).

Литература: Худеков С.Н., История танцев, т. 1 — 3, СПБ, 1913 — 15; Классики хореографии, Л. — М., 1937; Левинсон А., Мастера балета, СПБ, 1914; Слонимский Ю.И., Вигано и его «Весталка», в кн.: Музыка и хореография современного балета, вып. 2, Л., 1977.

Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Итальянская музыка

реклама

вам может быть интересно

Бемоль Теория музыки
Иракская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Черногорская музыка Национальные культуры
Миниатюра Термины и понятия
Духовная музыка Термины и понятия
Стретта Термины и понятия
Тембр Термины и понятия
Токио Города
Монодрама Термины и понятия
Дайра, дойра Национальные культуры
Мексиканский балет Балет и танец

Реклама