Китайский классический танец
Танцевальное искусство — одно из самых древних в китайской культуре. Уже во 2-м тыс. до н. э. встречаются иероглифы у (танец) и юэ (музыка). Описание танцев того времени до нас не дошло, но известно, что танец и музыка были тесно связаны с ритуалами поклонения божествам, жертвоприношениями, магическим плясками шаманов.
В период Чжоу (722–481 до н. э.) в ритуальных танцах зарождались каноны танц. движений, имеющих символич. толкование. Большое влияние на формирование танц. искусства оказали древние анимистич. и космологич. верования. Обожествление и культ животных, отвлечённых сил природы развивали приёмы стилизации и условность пластич. языка. В ритуальных танцах складывались элементы светского зрелища. Танец, близкий нар. обрядам, отражал не только восприятие человеком окружающей среды, но и постижение им самого себя, являясь наивысшим выражением его эмоций. Проф. музыканты и танцовщики уже существовали в период Чжоу. Их приглашали на императорские пиры, храмовые праздники. Танцы основывались на сюжетах, которые посвящались конкретным событиям, историч. героям, божествам. В зависимости от сюжета и характера сценич. техники сформировались два танц. жанра — вэнь у (гражданские танцы) и у (военные танцы). Музыка и танец были и средством воспитания, поэтому обучение этим искусствам получило широкое распространение.
В период Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) танц. искусство продолжало занимать ведущее положение в религиозно-культовых ритуалах и нар. обрядах, на него также наложило отпечаток конфуцианство — официальная идеология ханьского периода, придававшая особое значение танцу в этическом воспитании человека. Характер ритуальных танцев изменился, они перестали сопровождаться магич. заклинаниями, исступлёнными выкриками, характерными для танцев глубокой древности, и в соответствии со строго разработанным ритуалом вместе с музыкой подчёркивали величие и торжественность обряда. Наряду с танцами на сюжеты конкретных историч. событий, появились танцы на вымышленные сюжеты. Космологич. представления древности, связанные с культом неба — земли и точной пространственной ориентацией, получили эстетич. интерпретацию: танцевальная схема вписывалась в квадрат — символ земли и была ориентирована по странам света. Чёткую пространственную ориентацию приобрели и отдельные движения. Доминантой хореографич. композиции была не поза, как в инд. классич. танце, и не последовательное чередование скульптурных поз, а слияние движущихся фигур. В танце, как и в каллиграфии, приобретают значение комбинация линий, общий рисунок композиции. Одним из распространённых видов танцев ханьского периода, вошедших в танц. искусство более позднего времени, были построения, иероглифически изображавшие традиц. благопожелания: например, иероглифы «Благополучия (умиротворения) Поднебесной». Была учреждена Муз. палата (Юэфу), ведавшая певцами, танцовщиками и танцовщицами (их насчитывалось до 800), собранными из разл. областей страны.
В последующие столетия танц. искусство обогащалось новым репертуаром и техникой исполнения. Большое развитие получило непрофессиональное муз. и танц. искусство. В период Суй (589–619) в городе Дунду (ныне Лоян) во время празднеств в песенно-танц. представлениях участвовало до неск. десятков тыс. человек.
Время расцвета танца — период Тан (618–907); усложнились его ритуальная и социальная функции. Широкие культурные связи Китая с др. странами (особенно с Индией) также оказывали большое влияние на искусство танца. Происходило дальнейшее развитие осн. эстетич. принципов этого искусства. Танцы стали классифицироваться по группам: цзянь у (твёрдые, энергичные), жуань у (мягкие, нежные), цзы у (танцы иероглифов), хуа у (цветов), ма у (танцы с конями) и др. Первые две группы стали основными эстетич. категориями танца, определившими дальнейшие пути его развития. Они восходят к гражданским и военным танцам чжоуского периода. Эти группы основывались на древнекитайской дуалистич. концепции мира, утверждавшей, что мир состоит из двух начал — инь (тёмного, женского, а потому слабого, нежного) и ян (светлого, мужского, а потому сильного, энергичного). Таким образом их эстетич. интерпретация претендовала на раскрытие в танце целостной картины бытия. Группы хуа у и ма у разрабатывали принципы стилизации, усложнённые элементами символики, цзы у — продолжала развивать композиции линейной хореографии. Период Тан — последний в развитии танца как самостоятельного вида искусства. В дальнейшем происходило постепенное соединение танца, пения и слова, что привело к формированию традиц. муз. драмы. Дацюй-одна из осн. форм соединения пения и танца посредством сюжета (появление дацюй относится ещё к ханьскому времени). Это — трёхмастное произв., состоящее из муз. вступления, песенной и песенно-танц. частей, где танец преобладает. Другая форма, ведущая к возникновению синтетич. театр. спектакля, — сюжетные пантомимы. Одна из первых таких пьес «Маска» — о воинских доблестях ланьлинского князя Чан Гуна. В пьесе танец был подчинён драматич. действию и пантомиме.
Большое развитие танц., песенно-муз. и театр. искусств способствовало созданию системы проф. подготовки. Было организовано неск. придворных учебных заведений под общим назв. «Грушевый сад» (8 в.). Одно из них — Чудесный сад небожителей, где обучали пению и танцам детей, выступавших часто при дворе.
В период Сун (960–1279) развитие танца как проф. искусства неск. затормозилось. Он всё более превращался во вспомогательный элемент зрелища и, как правило, завершал его. Период Сунн — время становления синтетич. формы спектакля и рождения нового типа актёра, владевшего вокальным искусством, словом и танцем, близким по форме к сценич. движению. Продолжала развиваться театр. пантомима, популярность которой сохранилась.
С расцветом лит. драмы в эпоху Юань (1280–1367) танец полностью подчинился театру. В 15–18 вв. о танце как о самостоятельном виде искусства осталось мало сведений. Тем не менее в рамках традиционного театра танц. искусство достигло значит. развития. В 16 в. на базе сев. и юж. ветвей театра зародился новый жанр куньцюй, где лирич. южные мелодии стилистически окрашивали большие танц. эпизоды. Позднее мн. из спектаклей куньцюй превратились в балеты-пантомимы (напр., «История нефритовой шпильки», «Осенняя река» и др.). В жанре пекинской муз. драмы (одна из осн. театр. форм, возникла в кон. 18 в.) балеты-пантомимы получили большое развитие (напр., «На перекрёстке трёх дорог», «Переполох в небесном дворце»).
После образования КНР (1949) танц. искусство получило большое развитие. В 1949 была создана Первая танц. труппа при Центр. театр. академии. Подобные труппы создавались по всей стране. В 1953 состоялся 1-й Всекитайский фестиваль музыки и танца. В 1964 в КНР функционировало св. 20 танц. коллективов.
В 20-х гг. 20 в. происходит первое знакомство кит. зрителя с европ. классич. балетом (в страну приезжали рус. артисты балета, педагоги). Появился интерес к европ. балету. Однако создание балета европ. типа началось лишь в 50-е гг. Первое, значит. произв. — «Голубь мира», поставленный танцовщицей Дай Айлянь на основе соединения европ. балета и кит. классического танца. В результате сценич. обработки нар. танцев были созданы балеты «Танец лотоса», «Дружба», «Сбор чая и ловля бабочек» и др.
Для подготовки нац. кадров в 1954 было организовано Пекинское хореографич. училище, возглавлявшееся Дай Айлянь. При училище были созданы курсы балетмейстеров под руководством сов. педагогов В. И. Цаплина (1955) и П. А. Гусева (1958), организованы отделения классич. и нар. танцев. Среди др. сов. педагогов были О. А. Ильина, Н. Н. Серебренников, В. В. Румянцева. В 1959 состоялся 1-й выпуск, на базе которого в этом же году была создана Экспериментальная труппа. Её репертуар состоял из балетов и концертных номеров, пост. Гусевым: «Лебединое озеро», «Корсар», «Жизель» (1960), «Красавица рыбка» Цу Минсина, У Цзуцяня (совм. со студентами-балетмейстерами, силами учащихся отделений кит. и европ. классич. танца), и Р. В. Захаровым «Бахчисарайский фонтан» (1962). В 1964 в училище недолго преподавала англ. артистка балета Б. Грей (пост. pas de deux из «Спящей красавицы»). В 1960 была основана Шанхайская балетная школа, где имелись отделения кит. и европ. классич. танцев. Преподавали в школе выпускники Пекинского хореографич. училища. К 1964 школа подготовила 2-й акт «Лебединого озера», фрагменты из «Щелкунчика», «Дон Кихота», балет «Пламя Парижа» и др.
В 1953 в Пекине открылся Центр. театр оперы и балета. Одна из первых работ театра — балеты «Белая змейка», созданный на основе одноим. муз. драмы (1957, Лян Кэсяна, балетм. Ван Пин, Ван Сисянь и др.); «Волшебный фонарь» (музыка Чжан Сяоху, балетм. Ли Чжунлин, Хуан Бошу под рук. Цаплина и Ли Шаочуня), «Пять красных облаков» на тему революционной борьбы китайского народа (1959, Гуанчжоуский армейский ансамбль, Экспериментальный театр).
Среди танцовщиков старшего поколения — Дай Айлянь, У Сяобан, Цзя Цзугуан, Ху Гоган, Чжао Дэсян (один из первых балетмейстеров, овладевших европейским классическим танцем) и др. В 1952 создан Союз хореографов (рук. Оуян Юйцянь; в нач. 60-х гг. прекратил существование). Известность получили артисты балета Чжао Цин, Бай Шусян, Лин Амэй, Лю Дэкан, Сун Тяньлу и др.
В нач. 60-х гг., в связи с особым политич. курсом кит. руководства, методы администрирования были перенесены в область искусства. Под лозунгом превращения танца в революц. массовое и нац. искусство из репертуара были изъяты все балетные спектакли предшествующих лет. Их заменили дивертисменты, чаще всего на военные сюжеты. В 60-е гг. пост. балет «Седая девушка» на сюжет одноим. оперы. В период «культурной революции» был создан балет «Красный женский батальон» (1964, сценарий и постановка Ли Чэнсяна, Чон Цзуци, Ван Сисяня) на основе европ. хореографии; пост. в Рабоче-крестьянской солдатской балетной труппе (организована в 1963). В последующие годы балет имел неск. редакций и вошёл в число 8 «образцовых» спектаклей, разрешённых руководством КНР.
До 2-й пол. 60-х гг. издавался журнал «Танец» («Удао») — орган Союза хореографов, выходил 6 раз в год, затем был ликвидирован.
Литература: Чжоу Ибай, История китайского театра, Пекин, 1960; его же, Китайский традиционный театр и танец, в его кн.: Сборник статей по китайскому театру, Пекин, 1960; Оуян Юй-цянь, Сборник статей о китайском театре (1951 — 1959 гг.), Пекин, 1959; У Сяо-бан, Основы знаний по танцу, Пекин, 1957; Сун Цзин-чэнь, Лекции о танце, Пекин, 1958 (все на кит. яз.); Grey В., Through the bamboo curtain, L., 1965.
С. А. Серова
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.