Таджикский балет

Таджикский балет

Богатый и разнообразный тадж. танц. фольклор стал основой для быстрого развития балетного т-ра в Таджикистане. В 1936 при организованном в Душанбе Тадж. муз. т-ре была создана балетная труппа, к-рая в течение 2 — 3 сезонов значительно увеличилась. В неё вошли артисты т-ров Самарканда и Бухары, а также участники художеств. самодеятельности. Среди первых деятелей Т.б.- Г. Валамат-заде, М. Файзибаева, А. Азимова, А. Исхакова, О. Исомова, С. Бахор, У. Рабимов, исполнители нар. танцев X. Пасаров, С. Ходжаев, Б. Хамидов. Наряду с изучением тадж. танца велись занятия по классич. балету и характерному танцу под руководством приехавших из Москвы балетм. А. Н. Исламовой и А. И. Проценко.

Активное изучение нац. танц. иск-ва, рус. хореографич. культуры и танцев др. народов определило первые успехи Т.б. В 1939 труппа показала «Вечер балета», выступила в муз. представлении «Лола» («Тюльпан») Баласаняна и Урбаха. Танц. номера в концертах и муз. драмах, хореографич. сцены в первых тадж. операх («Восстание Восе» Баласаняна и «Кузнец Кова» Баласаняна и Бобокалонова) явились предпосылками для создания первого балетного спектакля «Две розы» («Ду гуль») Ленского, показанного в 1941, в дни Декады тадж. иск-ва и лит-ры в Москве. В этом этапном спектакле, поев, разгрому басмачества в Таджикистане в кон. 20-х — нач. 30-х гг., были использованы элементы движений нар. танца, разработаны новые формы тадж. хореографии — массовые танцы, групповые пляски с участием одной женщины и неск. мужчин, танец «квартет» и др.

В 40-е гг. артисты т-ра (А. Азимова, Л. Захидова, Г. Валамат-заде, М. Кабилов и др.) под рук. балетм. и педагога А. И. Проценко овладевали техникой классич. танца. Были пост, балеты: «Тщетная предосторожность» (1943), «Бахчисарайский фонтан» (1945), «Лебединое озеро» (1947) и «Золушка» (1949). Дальнейшее развитие балетного иск-ва связано с деятельностью первых тадж. балетмейстеров Г. Валамат-заде и А. Азимовой, окончивших балетмейстерское отд. ГИТИСа. Значительно расширился репертуар, были созданы новые нац. балеты «Источник счастья» Книппера (1950), «Голубой ковёр» Вольберга (1958) и др., в к-рых были сделаны попытки сочетать элементы классич. и нар. танцев. Заметным явлением были также пост, балетов «Красный мак» (1950), «Доктор Айболит» (1952), «Лауренсия» (1952), «Эсмеральда» (1953). Этапными стали спектакли «Лейли и Меджнун» (1947); «Дильбар» Ленского (1954).

В этих балетах продолжились поиски гармония, сочетания классич. хореографии с грациозными движениями тадж. танца, создания действенных и богатых по рисунку массовых нар. танцев.

С приходом в Т.б. выпускников Ленингр. хореографич. уч-ща (1958 — 61) начался новый этап в жизни балетного т-ра республики. При участии молодых тадж. танцовщиков, а также артистов из др. городов страны были пост. балеты классич. наследия, произв. композиторов братских республик: «Шурале» (1962), «Тропою грома» (1963); «Тимур-Малик» Ашрафи (1972), «Маскарад» Лапути-на, ряд одноактных балетов и хореографич. миниатюр. Создавались детские спектакли — «Петя и волк» (1963); «Буратино» Сабитова (1965), «Золотая лань» Александрова (1969), «Малыш и Карлсон» Тер-Осипова (1977).

Многообразный, обширный репертуар способствовал раскрытию дарований нового поколения артистов Т.б. Рост мастерства труппы определила работа сов. балетмейстеров К. Я. Голейзовского, Н. Г. Конюс, А. И. Проценко, Л. А. Серебровской, В. Х. Пяри и др., к-рые принесли в т-р реалистич. традиции рус. балета, достижения совр. хореографии, значительно подняли проф. уровень солистов и кордебалета.

С 1961 в Душанбе работает хореографич. школа (директор и педагог-нар. арт. СССР Л. Захидова). При Душанбинском муз. уч-ще также организовано отделение классич. танца.

В числе деятелей балета Таджикистана (1979): нар. арт. СССР М. Сабирова, нар. арт. Таре. ССР М. Бурханов, Б. Исаева, засл. арт. Тадж. ССР С. Азаматова, В. Кормилин, К. Холов, С. Узакова.

Литература: Таджикский народный театр, М., 1956; Нурджанов Н.Х., История таджикского советского театра. (1917 — 1941 гг.), Душ., 1967; его же, Таджикский театр. Очерк истории, М., 1968; Азимова А., Танцевальное искусство Таджикистана, Сталинабад, 1957.

Н. Х. Нурджанов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Кипрская музыка Национальные культуры
Moderato, модерато Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Осло музыкальный Национальные культуры
Танец Термины и понятия
Кастраты-певцы Опера, вокал, пение
Temps lie, тан лиё Балет и танец
Аргентинская музыка Национальные культуры
Арабеска Термины и понятия
Балетоведение Балет и танец
Куранта Музыкальные жанры
Туше Термины и понятия
Тональность Термины и понятия

Реклама