искажение слова «итальянка»
Обобщённое народное название вятских, вологодских, бологоевских и новоржевских видов русской гармони. В конце 19 в. эти виды гармони в Центральной России стали именовать тальянками, вероятно, из-за сходства с инструментами, на которых играли уличные бродячие иностранные музыканты (гл. обр. итальянцы, в народе - "тальянцы"). Назв. "Т." утвердилось благодаря популярности песен, частушек, лирич. стихов, в к-рых воспевалась эта гармоника. Т. имели клавиатуры, содержащие 1-5 рядов клавиш (вятская - 1 ряд, вологодская - 1-2 ряда, бологоевская и новоржевская - в основном 3-5 рядов). Тембр Т. сочный, т. н. объёмный - у Т. звучали одноврем. 2, иногда 3 (бологоевская, новоржевская), 4 и 5 голосов (вятская, вологодская), настроенных в разных октавах (верхний ряд также в дуодециму). Часто внутри инструмента помещалось спец. акустич. шумовое устройство, усиливавшее звучание. При сжатии и разжиме мехов каждой клавише у бологоевской и новоржевской отвечали разные звуки, у вятской и вологодской - одинаковые. Строй - натуральный мажор; каждый след. ряд многорядной клавиатуры давал звуки в смежной тональности (по кварто-квинтовому кругу). Аккомпанемент: тоника - субдоминанта - доминанта. В нач. 20 в. стали изготовляться Т. с дополнит. параллельным минорным аккордом.
Литература: Мирек А. М., Справочник по гармоникам, (М.), 1968, с. 48, 58; его же, "...И звучит гармоника", М., 1979.
А. М. Мирек