Резонанс

Категории словаря

франц. resonance, от лат. resono — звучу в ответ, откликаюсь

Акустическое явление, при котором в результате воздействия колебаний одного тела, называемого вибратором, в др. теле, называемом резонатором, возникают аналогичные по частоте и близкие по амплитуде колебания. Наиболее полно Р. проявляется в условиях точной настройки резонатора на частоту колебаний вибратора и при хорошей (с малыми потерями энергии) передаче колебаний. При пении и исполнении на муз. инструментах Р. используется для усиления звучания (за счёт включения в колебания большей площади тела резонатора), для изменения тембра и нередко увеличения продолжительности звучания (поскольку резонатор в системе вибратор - резонатор выступает не только как зависящее от вибратора, но и как самостоятельно колеблющееся тело, обладающее своими тембровыми и иными характеристиками). В качестве резонатора может служить любой вибратор, однако на практике конструируют спец. резонаторы, оптимальные по своим характеристикам и соответствующие предъявляемым к муз. инструментам требованиям (по высоте, громкости, тембру, продолжительности звучания). Различают единичные резонаторы, отвечающие на одну частоту (резонирующая подставка камертона, резонаторы челесты, вибрафона и др.), и множественные резонаторы (деки фп., скрипок и др.). Г. Гельмгольц использовал явление Р. для анализа тембра звуков. Он объяснил при помощи Р. функционирование органа слуха человека; в соответствии с его гипотезой, воспринимаемые ухом колебат. движения сильнее всего возбуждают те кортиевы дуги (расположенные во внутр. ухе), к-рые настроены на частоту данного звука; т. о., по теории Гельмгольца, различение звуков по высоте и по тембру основано на Р. Термин "Р." часто ошибочно используется для характеристики акустич. свойств помещений (вместо применяемых в архитектурной акустике терминов "отражение", "поглощение", "реверберация", "дисперсия" и др.).

Литература: Музыкальная акустика, М., 1954; Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968; Heimholt" H. v., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, "1913 (рус. пер. - Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Schaefer К., Musikalische Akustik, Lpz., 1902, S. 33-38; Skudrzyk E., Die Grundlagen der Akustik, W., 1954 (рус. пер. - Скучик Е., Основы акустики, т. 1-2, М., 1958-59). См. также лит. к статье Акустика музыкальная.

Ю. Н. Рагс

реклама

вам может быть интересно

Мистерия Музыкальные жанры
Эфы Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Крюки Церковная музыка
Тонадилья Музыкальные жанры
Лисабон Города
Половинная каденция Термины и понятия
Трембита Музыкальные жанры
Стихира Церковная музыка
Тюйдук Музыкальные инструменты
Цыганская музыка Национальные культуры

Реклама