Медианта (франц. mediante, от позднелат. medians, род. падеж mediantis — находящийся посредине, посредничающий).
1) Обозначение аккордов, отстоящих на терцию вверх или вниз от тоники, т. е. III и VI ступеней лада; в более узком смысле М. (или верхняя М.) — назв. аккорда III ступени (VI ступень в этом случае называется субмедиантой, или нижней М.). Аналогич. образом обозначаются и соответствующие звуки — III и VI ступени лада. Гармонич. функция аккордов М. определяется прежде всего их промежуточным положением между осн. аккордами: III -между I и V, VI — между I и IV. Отсюда двойственность функции аккордов М.: III — слабо выраженная доминанта, VI — слабо выраженная субдоминанта, в то же время как III, так и VI могут выполнять нек-рые функции тоники. Отсюда же и выразительное значение аккордов М. — смягчённость, завуалированность их контраста тонике, мягкость терцовых смен при соединении с тоникой, субдоминантой и доминантой. В др. связях (напр., VI–III, III–VI, VI–II, II–III, VI–III и т. п.) гармонии М. делают менее заметной зависимость аккордов от тоники лада, выявляя их местные (переменные) функции, способствуя образованию ладотональной переменности (напр., в ариозо князя Юрия «О слава, богатство суетное» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»).
В ступенной гармонич. теории (Г. Вебер, 1817–21; П. И. Чайковский, 1872; Н. А. Римский-Корсаков, 1884–85) аккорды М. входят в число семи диатонич. ступеней, хотя в качестве побочных они в большей или меньшей степени отделяются от главных (I и V). В функциональной теории (X. Риман) М. трактуются как видоизменения «трёх единственно существенных гармоний» — Т, D и S: как их параллели (например, в C-dur e-g-h — Dp) или как созвуки вводной смены (e-g-h в C-dur может быть также:
), в зависимости от реальной доли этих аккордов в контексте. По Г. Шенкеру, значение аккордов М. (как и других) зависит прежде всего от конкретной направленности движения, от линий голосов между исходным и целевым тоном. Г. Л. Катуар понимал М. как результат смещения прим и квинт в главных трезвучиях (например, в С — dur
).
В концепции авторов «Практического курса гармонии» (И. В. Способина, И. И. Дубовского, С. В. Евсеева, В. В. Соколова, 1934–1935) за аккордами M. закреплено смешанное ступенно-функциональное значение (в C-dur e-g-h — DTIII, а — с — е — TS VI)
(при этом ступенная трактовка вновь приобретает больший вес, и вся концепция восходит не только к Риману, но, в неменьшей мере, и к Римскому-Корсакову). В теории переменных функции Ю. Н. Тюлина III ступень в мажоре может выполнять функции T и D, а VI — Т, S и D; в миноре III — Т, S и D, а VI — T и S. (Примеры различных трактовок одного и того же гармонического последования):
2) В структуре григорианских мелодий M. (mediante; др. назв. — metrum) — срединное заключение (по Б. В. Асафьеву — «цезурный полукаданс»), разделяющее целое на две симметрично уравновешенные половины:
Литература: 1) Чайковский P. И., Руководство к практическому изучению гармонии, M., 1872, то же, Полн. собр. соч., т. III a, M., 1957, Римский-Корсаков H. A., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, переизд. в Полн. собр. соч., т. IV, M., 1960; Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, M., 1924; Практический курс гармонии, ч. 1, M., 1934 (авт. Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Соколов В.; Берков В., Гармония, ч. 1–3, M., 1962–66, М., 1970; Тюлин Ю., Приваво Н., Теоретические основы гармонии, M., 1965, Weber G., Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1–3, Mainz, 1818–21; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L. — N. Y., 1893 (рус. пер. — Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1896, М., 1901); Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1–3, Stuttg. — B — W, 1906–1935, 1956.
2) Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941, с. 394.
Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.