Чарлз Вильерс Стэнфорд / Станфорд (англ. Charles Villiers Stanford; 30 IX 1852, Дублин — 29 III 1924, Лондон) — английский композитор и дирижёр.
Викторианская эпоха – это не просто один из периодов в истории Великобритании, это время мощного прорыва и в промышленности, и в науке, и в искусстве. Всеобщий подъем затронул и музыку – именно в это время рождается британская композиторская школа, одним из представителей которой был Чарльз Вильерс Стэнфорд.
Композитор имел ирландское происхождение. Уроженец Дублина, он был единственным сыном известного в городе юриста. Родители Чарльза были музыкантами-любителями: отец играл на виолончели и пел (он участвовал в ирландской премьере оратории Феликса Мендельсона-Бартольди «Илия»). Родители поощряли проявление музыкального таланта Чарльза, его первой учительницей стала Элизабет Мик, его крестная. Под ее руководством Чарльз делал большие успехи: в семилетнем возрасте он дал первый сольный концерт, на котором исполнил произведения Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена и Георга Фридриха Генделя. В те же годы он начал создавать музыку. Один из маршей, сочиненный восьмилетним Стэнфордом, прозвучал в пантомиме в Королевском театре Дублина, а одна из его песен с успехом исполнялась хором Дублинского хорового общества. В десятилетнем возрасте, проводя лето в Лондоне у своего дяди, Чарльз брал уроки композиции у Артура О’Лири. В последующие годы у него было еще несколько учителей в Дублине.
Отец Стэнфорда надеялся, что сын станет юристом, однако препятствовать его решению связать жизнь с музыкой не стал, только потребовал, чтобы сын сначала получил университетское образование, и в 1870 г. Чарльз поступил в Кембриджский университет. К тому времени он уже был автором множества оркестровых и хоровых сочинений (и духовных, и светских). Будучи студентом, он не прекращал музыкальной деятельности (нередко даже в ущерб занятиям). Среди сочинений тех лет – музыка к пьесе Генри Лонгфелло «Испанский студент», религиозные и светские вокальные произведения. Стэнфорд участвовал в жизни Кембриджского музыкального общества как пианист-солист, помощник дирижера и композитор.
В 1873 г. Стэнфорд впервые отправился на континент. Он посетил Шумановский фестиваль в Бонне, где встретился с Иоганнесом Брамсом, затем отправился в Швейцарию, а оттуда – в Париж, где посмотрел оперу Джакомо Мейербера «Пророк». В 1874 г. – незадолго до окончания университета – Стэнфорд был назначен органистом Тринити-колледжа. Он согласился занять эту должность с условием, что ему будет позволено ежегодно отлучаться в Германию. Там Стэнфорд надеялся получить хорошее музыкальное образование – ведь Королевская музыкальная академия в Лондоне в то время была известна своей консервативностью. Однако Карл Рейнике, у которого Стэнфорд брал уроки в Лейпциге, оказался таким же педантом, как и лондонские профессора – он не признавал ни одного современного композитора. Более продуктивными оказались занятия с Фридрихом Килем в Берлине.
В 1875 г. Стэнфорд создал первые произведения для фортепиано, которые он впоследствии решился включить в список сочинений – Токкату и четырехчастную Сюиту. В том же году его Первая симфония удостоилась второй премии на конкурсе симфоний британских композиторов, была впервые исполнена его оратория «Воскресение», а в 1876 г. по просьбе Альфреда Теннисона он написал музыку к драме «Королева Мэри». В 1878-1879 гг. Стэнфорд работал над своей первой оперой – «Тайный пророк из Хорассана». Композитор надеялся на постановку в Англии, но импресарио Карло Роза сказал ему, что шансов на успех в Британии будет больше, если сначала опера будет представлена в Германии. Композитор последовал совету – премьера состоялась в 1881 г., но ждать английской премьеры пришлось до 1893 г. Премьера оперы «Савонарола», представленной в 1884 г., тоже состоялась в Германии – в Гамбурге, где имела успех, но в Лондоне она потерпела фиаско. Более тепло была принята опера «Паломники в Кентербери», но и ее упрекали в недостаточной эмоциональности.
В 1883 г. в Лондоне появилось новое учебное заведение – Королевский музыкальный колледж, и главными соратниками его основателя Джорджа Гроува были скрипач Генри Холмс и Чарльз Стэнфорд. Деятельность Стэнфорда-педагога значила для английской музыки не меньше, чем Стэнфорда-композитора: трудно назвать такого английского композитора конца XIX – начала ХХ столетий, который не был бы его учеником или «музыкальным внуком». Ученикам он советовал не стремиться к оригинальности любой ценой («если она в природе, она проявится») и ориентироваться на исполнительскую практику (например, в оркестровых пьесах нужно продумывать «альтернативные» инструменты для каждого элемента фактуры, чтобы исполнение было возможно при отсутствии тех или иных инструментов). Преподавательская деятельность не мешала творчеству: в последующие годы Стэнфорд создал музыку к драмам Софокла и Еврипида, три симфонии, оперу «Шамус О’Брайен», Сюиту для скрипки с оркестром и другие сочинения.
В 1901 г. композитор создал оперу «Много шума из ничего». Она удостоилась одобрения критиков, однако слава Стэнфорда шла на убыль, у него появился сильный конкурент в лице Эдуарда Элгара. Пошатнувшееся здоровье заставило прекратить выступления в качестве дирижера, но создавать музыку Стэнфорд продолжал: концерты для кларнета и для скрипки, опера «Критик», две последние симфонии.
С началом Первой мировой войны композитор переехал в Виндзор, а по окончании ее продолжал преподавать и сочинять музыку. Его последним крупным сочинением стала Шестая ирландская рапсодия. Стэнфорд ушел из жизни в 1924 г., на похоронах композитора был исполнен Похоронный марш, написанный им для драмы Альфреда Теннисона «Бекет».