Библиография музыкальная (от греч. biblion — книга и grapo — пишу).
1) Библиографические пособия (указатели, обзоры, списки, каталоги), дающие систематизированное по тематике, в алфавитном, хронологич., топографич. и др. порядке перечисление и описание работ о музыке (книг и др. печатных изданий, а также рукописей) со стороны содержания и внешнего оформления.
2) Научная дисциплина, изучающая историю, теорию, методику и классификацию музыкальной библиографии.
В зарубежных странах объектом Б. м. является не только лит-ра о музыке, но и муз. произв. (нотные издания и нотные рукописи). В СССР ими занимается нотография, существующая как самостоят. область наряду с Б. м.
Б. м. является вспомогат. отраслью музыковедения, важнейшим разделом муз. источниковедения. Различают два осн. вида Б. м.: научно-вспомогательную (научно-информационную) и рекомендательную. Задача научно-вспомогательной Б. м. — помочь историкам и теоретикам музыки, фольклористам и инструментоведам в их исследовательской работе (в выборе источников, установлении историографии вопроса, поисках материалов о жизни и творчестве отд. музыкантов — композиторов, музыковедов, исполнителей и др.). Задача рекомендательной Б. м. — облегчить читателям выбор лит-ры о музыке; она призвана оказать влияние на этот выбор и тем самым способствовать формированию муз.-эстетич. вкусов, расширению муз. интересов и знаний читателей. В соответствии с этим в Б. м. сложились разл. типы указателей, обзоров, каталогов, аннотированных списков и т. п.: общие — по нац. муз. культуре той или иной страны, отдельным её историч. периодам; тематические — по истории и теории музыки, муз. жанрам, фольклору, инструментоведению, исполнительству и др.; персональные — о композиторах, музыковедах, фольклористах, исполнителях (к ним примыкают и такие справочные издания, как, напр., «Летопись жизни и творчества», «Дни и годы», «Памятка» и др.).
Первые опыты Б. м. относятся к концу 1-й пол. 16 в. Один из самых ранних перечней книг по музыке содержится в библиографич. труде швейцарца К. Геснера «Пандекты… в XXI книге» («Pandectarum… libri XXI», 1548–49). Однако лишь в 18 в. появляются спец. муз.-библиографич. работы, представляющие интерес гл. обр. с историко-критич. точки зрения. В 18–19 вв. Б. м. получает особенно большое развитие в Германии, где создаются работы, в к-рых складывается методика Б. м. (принципы классификации, описания и др.). Сам термин «Б. м." в них ещё не принят. Нем. авторы использовали названия «музыкальная критика», «музыкальная библиотека», «литература музыки», «музыкальная литература». (Впервые термин «Б. м." был применён во Франции К. Гардетоном в работе «Музыкальная библиография Франции» — «Bibliographie musicale de la France…», изд. в 1822.) Среди этого рода работ выделяются «Музыкальная критика» («Critica musica», Bd 1–2, 1722–25) И. Маттезона, «Новооткрытая музыкальная библиотека, или основательное сведение наряду с беспристрастным суждением о музыкальных статьях и книгах» («Neu erцffnete Musikalische Bibliothek, oder grьndliche Nachricht nebst unpartheyischem Urtheil von musikalischen Schriften und Bьchern», Bd 1–4, 1736–54) Л. К. Мицлера, «Руководство к музыкальной учёности» («Anleitung zu der musikalischen Gelahrtheit», 1758, 1783) Я. Адлунга — первый муз.-библиографич. труд, в к-ром была сделана попытка критич. оценки и логич. классификации материала. Наиболее обстоятельной и содержательной публикацией, ставшей образцом для последующих работ, была «Всеобщая литература музыки» («Allgemeine Literatur der Musik…», 1792, переизд. 1962) И. Н. Форкеля, включающая критич. обзор 3000 книг и статей по музыке. В ней заметна тенденция к более широкому пониманию Б. м. как науки, в задачу к-рой входит не только систематизация материала, но и раскрытие его содержания, впервые применено подразделение материала на работы по истории и по теории музыки. Опираясь на методику Форкеля, построил свою работу К. Беккер — «Систематически-хронологическое изложение музыкальной литературы» («Systematisch-chronologische Darstellung der Musikliteratur», Lfg. 1–2, 1836, прил., 1839, переизд., 1964, доп. за 1839–1846 Р. Эйтнера, 1885). В 1829 муз. изд-во Ф. Хофмейстера в Лейпциге выпустило первые «Ежемесячные музыкально-литературные сообщения» «Musikalisch-literarische Monatsberichte»), в качестве продолжения к-рых с 1843 стала выходить «Немецкая музыкальная библиография» («Deutsche Musikbibliographie») — одно из крупнейших европейских нац. библиографич. изданий, продолжающее выходить в ГДР. С 1852 издаются также сводки отдельных выпусков за каждый год («Jahresverzeichnis der deutschen Musikalien und Musikschriften»). В 1895 начал издаваться «Ежегодник музыкальной библиотеки Петерс» («Jahrbuch der Musikbibliothek Peters»), содержащий обширную библиографию лит-ры о музыке. С конца 19 в. Б. м. занимает важное место в муз. журналах (впервые в немецких) в виде самостоят. отделов. Одна из первых Б. м. подобного рода — отдел «Критические заметки и рефераты» («Kritiken und Referate») в «Квартальнике музыкальной науки» («Vierteljahrschrift fur Musikwissenschaft», 1885–94), изд. P. Кризандером, P. Шпиттой и Г. Адлером, в к-ром регулярно публиковались перечни вышедших книг и статей по музыке. В их реферировании принимали участие крупнейшие учёные-музыковеды того времени (О. Флейшер, К. Штумпф и др.). Позднее отделы Б. м. в журналах получили широкое распространение во мн. странах, став одним из важнейших видов библиографич. источниковедения: в Германии — «Журнал» и «Сборники Международного музыкального общества» («Zeitschrift» и «Sammelbдnde der Internationalen Musikgesellschaft», 1899–1914), «Журнал музыковедения» («Zeitschrift fur Musikwissenschaft», 1918–35), продолж. — «Архив музыкальных исследований» («Archiv fur Musikforschung», 1936–43), «Архив музыковедения» («Archiv fur Musikwissenschaft», 1918–26; 1952–61), «Сообщения Международного общества музыковедения» («Mitteilungen der Internationalen Gesellschaft fur Musikwissenschaft», 1928–30), продолж. — «Хроника музыковедения» («Acta musicologica», с 1931) и др.; во Франции — журнал нац. секции Международного музыкального общества (Sociйtй internationale de musique, сокр. S. I. M.), выходивший в 1905–15 под разл. названиями — «Музыкальный Меркурий» («Le Mercure musical»), «Французский бюллетень M. M. О.» («Bulletin franзais de la S. I. M.», с 1908), «Музыкальное обозрение» («Revue musicale», с кон. 1909), «Музыкальный бюллетень» («Bulletin musical», с 1915); в Италии — «Итальянское музыкальное обозрение» («Rivista Musicale Italiana», 1894–1934, 1936–43, с 1947), «Новое музыкальное обозрение» («Nuova Rivista Musicale Italiana», с 1967); в Англии — «Музыка и литература» («Music and Letters», с 1920); в Польше — «Музыкальный квартальник» («Kwartalnik muzyczny», 1911–14, 1928–33, 1948–50) и др.
Ценными источниками, содержащими описания редких книжных изданий и рукописей, являются каталоги, публикуемые муз. антиквариатами, напр. нем. фирмой «Липманзон», издававшей с 1872 каталоги своих муз. аукционов. Среди др. музыкально-библиографических работ, начавших выходить в 19 в., — биобиблио-графич. словари, представляющие важные источники Б. м.: в Италии — «Словарь и библиография музыки» («Dizzionario e bibliografia della musica», v. 1–4, 1826) П. Лихтенталя, в к-ром впервые дано определение Б. м., её задач и целей; Бельгии — «Всеобщая биография музыкантов и общая библиография музыки» («Biographie universelle des musiciens et bibliographie gйnйrale de la musique, v. 1–8, 1837–44, 1860–65) Ф. Фетиса; доп. (v. l-2, 1870–75, 1878–81) A. Пужена; в Испании — «Биобиблиографический словарь испанских музыкантов» («Diccionario bibliogrбfico de mesicos espanoles…», n. 1–4, 1881) Б. Сальдони и др. Крупнейшим изданием этого типа, сохраняющим значение, несмотря на нек-рые ошибки и пропуски, является работа нем. музыковеда Р. Эйтнера «Биобиблиографический словарь источников сведений о музыкантах и музыкальных учёных от христианского летоисчисления до середины 19 века» («Biographisch-bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten der christlichen Zeitrechnung bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts», Bd 1–10, 1900–04). Обширные библиографич. материалы содержатся и в работах типа нац. муз. словарей, напр. в книге С. Стреттона «Английские музыкальные биографии» («British Musical biography», 1897). С нач. 20 в. развитие Б. м. выходит за пределы стран Зап. Европы. О. Соннек своими работами, опубликованными в нач. 20 в., — «Классификация музыки и литературы о музыке» («Classification of Music and Literature of Music», 1904, доп. 1917), «Каталог оперных либретто, изданных до 1800» («Catalogue of Opera Librettos printed before 1800», v. 1–2, 1914) и др. — закладывает основы Б. м. в США. Позднее развивается Б. м. в странах Лат. Америки, где первые серьёзные библиографич. труды (гл. обр. по муз. фольклористике) появляются лишь в 1950-е гг.: «Бразильская музыкальная библиография» («Bibliographia musical brasil»,1952) Л. Э. Корреа ди Азеведу; «Библиографический путеводитель по изучению чилийского фольклора» («Guнa bibliogrбfica para el estudio del folklore Chileno», 1952) В. Саласа; «Словарь американского фольклора» («Diccionario del folklore americana», v. 1, 1954) Ф. Колуксио; «Библиография изящных искусств в Доминиканской Республике» («Bibliographia de las bellas artes en Santo Domingo», 1956) Л. Флорен-Лосано. Среди библиографич. указателей по муз. фольклору, особенно в странах Африки и Ближнего Востока, большое значение имеет труд голл. этнографа и музыковеда Я. Кунста «Этнографическое музыкознание» («Ethnomusicology…», 1959, добавление, 1960), включающий св. 5000 назв. Имеются библиографич. работы, специально посв. афр. музыке. Такова, напр., «Африканская музыка. Краткая аннотированная библиография» («African music. A brief annotated bibliography», 1964) Д. Л. Тиме и др.
В 50-60-е гг. во мн. странах ведётся большая работа в области Б. м. Среди периодич. изданий международного характера крупнейшими являются: «Музыкальный указатель» («The musical index») под ред. P. Кречмер и Дж. Роули, представляющий собой библиографию текущей муз. периодики мн. стран и выходящий в США с 1949 ежегодно (ок. 17 000 назв. статей в каждом томе), и «Библиография музыкальной литературы» («Bibliographie des Musikschrifttums») В. Шмидера, выходящая в ФРГ с 1950 раз в 2 года и охватывающая лит-ру о музыке, издающуюся в европ. странах, в особенности работы исследовательского характера. С 1961 в США издаётся серия небольших монографич. работ «Детройтские библиографии» («Detroit studies in music bibliography», по 1969 вышло 15 выпусков). В 1963 была издана «Библиография музыковедческих диссертаций, напечатанных на немецком языке в 1861—1960 гг." («Verzeichnis deutschsprachigen musikwissenschaftlichen Dissertationen, 1861–1960») Р. Шаля. Среди нац. муз. библиографий следует указать на «Библиографический каталог книг о музыке на французском языке» («Catalogue bibliographique de livres de langue franзaise sur la musique») Ж. Леги, изданный в 1954 (с этого времени ежегодно выпускаются добавления — св. 2000 назв. в каждом), работу «Каталог музыкальной периодики Бельгии» («Rйpertoire de pйriodique musicaux belges», 1954) A. Риделя, во 2-м разделе к-рой приведён перечень музыковедч. и муз. журналов, ежегодников, альманахов, статей по музыке и др.
Значит. работа в области Б. м. ведётся в ряде социалистич. стран. В ГДР выходят «Немецкая библиотека. Ежегодный указатель немецких нотных изданий и музыковедческой литературы» («Deutsche Bьcherei. Jahresverzeichnis der deutschen Musikalien und Musikschriften»), являющийся продолжением библиографич. указателя, издававшегося P. Хофмейстером, и серия библиографий «Музыковедческая литература социалистических стран» («Musikwissenschaftliche Literatur sozialistischer Lдnder» (в 1966 вышли тт. 1–2); в Польше изданы «Библиография Ф. Шопена» («Bibliographia F. Chopin», 1949, доп. 1954) Б. Э. Сидова, «Библиография польских музыкальных журналов» («Bibliografia polskich czasopism muzycnych», t. 1, 1955); «Библиография польской литературы о музыке» («Bibliografia polskiego pismeennictwa muzycznego», 1955) и «Библиография Кароля Шимановского. Материалы за 1906–1958» («Bibliografia Karola Szymanowskiego. Materialy za lata 1906–1958», в сб.: «Z zycia i twуrczosci Karola Szymanowskiego», 1960) К. Михаловского, «Польская музыка в литературных и общественных журналах. 1864–1900» («Muzyka w polskich czasopismach literackich i spolecznych. 1864–1900», 1967) Е. Щавиньской; в Венгрии — библиографии музыковедч. трудов Б. Бартока и З. Кодая; в Югославии в журн. «Звук» регулярно публикуются обзоры статей по музыке в отечеств. периодике. В некоторых зарубежных странах издаются специальные муз.-библиографич. журналы: в Австрии — «Австрийская музыкальная библиография» («Osterreichische Musikbibliographie», с 1949), в Италии — «Музыкально-библиографический бюллетень» («Bolletino Bibliografico Musicale», с 1931), в США — «Заметки» («Notes», с 1934) и др. Ряд изданий по Б. м. осуществляется ЮНЕСКО. Важнейшие из них: «Международный каталог музыкальной литературы» («Rйpertoire International de la Littйrature Musicale», сокр. RILM) — аннотированная библиография текущей литературы о музыке (книги и важнейшие статьи), издающейся в разл. странах (изд. с 1967, поквартально), и «Международный каталог музыкальных источников» («Rйpertoire International des Sources Musicales», сокр. RISM) — описание книг, нот и муз. рукописей (до 1800), хранящихся в б-ках разл. стран (изд. с 1960). Оба эти библиографич. указателя изд. международными об-вами музыковедения и ассоциациями муз. библиотек.
В России первые опыты Б. м. появились позже нотографии и относятся к концу 1840-х гг. В 1849 известный этнограф-фольклорист, археолог и палеограф И. П. Сахаров опубликовал «Исследование о русском церковном песнопении» — обзор и перечень рукописей и печатной литературы по древнерусскому церковному пению. В 1882 вышла в свет первая крупная работа в области рус. Б. м. — «Музыкальные альманахи XVIII века», принадлежащая библиографу H. M. Лисовскому. Им же позднее были составлены: «Русская литература по истории музыки за последние 50 лет, 1838–1889» (в его кн.: «Музыкальный календарь-альманах и справочная книжка на 1890 год», СПБ, 1889); «Обозрение литературы по театру и музыке за 1889—1891 гг. Библиографический очерк» (СПБ, 1893). Он является и автором первой летописи жизни и творчества рус. музыканта — «Летописи событий в жизни и деятельности А. Г. Рубинштейна» (СПБ, 1889). Одновременно с Лисовским др. видный библиограф В. И. Межов в 1882 привёл Б. м. в виде самостоят. раздела, с особой классификацией, в своей многотомной «Русской исторической библиографии за 1865–1876» (отд. оттиск — СПБ, 1884, совм. с Н. П. Собко). Эти работы положили начало рус. Б. м. Вслед за Лисовским и Межовым А. Е. Молчанов опубликовал «Библиографический указатель литературы о А. Н. Серове и его произведениях» (СПБ, 1888, дополнение к нему Межова — журн. «Библиограф», 1889, No 12) и «Библиографический указатель критических статей П. И. Чайковского» («Ежегодник императорских театров». Сезон 1892/93), И. А. Корзухин — библиографич. очерк «Александр Сергеевич Даргомыжский. 1813–1869» («Артист», 1894, кн. 6 (38)). В дальнейшем развитии рус. Б. м. большую роль сыграл H. P. Финдейзен, к-рый первым среди рус. музыковедов оценил значение библиографии и уделял ей большое внимание. Ему принадлежат «Библиографический указатель музыкальных произведений и критических статей Ц. А. Кюи» (СПБ, 1894), «Библиографический указатель материалов для биографии А. Н. Верстовского» и дополнение к нему («РМГ», 1899, No 7 и 48), «Список русских книг по музыке, изданных в 1773–1873 годах» (сб. «Музыкальная старина», вып. И, СПБ, 1903). Финдейзен составил также первую обширную библиографию литературы о М. И. Глинке («Русский биографический словарь», том (5) Герберский — Гогенлоэ, СПБ, 1917) и др. Большое место Б. м. Финдейзен отводил в издававшейся им с 1894 «Русской музыкальной газете», к-рой в 1913–1916 выпускалось спец. приложение — «Библиографический листок». В 1908 вышел справочник И. В. Липаева «Музыкальная литература. Указатель книг, брошюр и статей по музыкальному образованию» (просмотренное и дополненное, М., 1915). Полезными для своего времени опытами систематизации материала были «Указатель статей за 10 лет. 1894–1903» и «Систематический указатель содержания „Русской музыкальной газеты“ 1904–1913», составленные С. Г. Кондрой. К нач. 20 в. появляются библиографич. работы, посв. отдельным спец. темам, напр. «Указатель книг, брошюр, журнальных статей и рукописей по церковному пению» А. В. Преображенского (Екатеринослав, 1897, М., 1910), «Библиографический указатель книг и статей по музыкальной этнографии» А. Л. Маслова (в кн.: «Труды музыкально-этнографической комиссии…» т. 1–2, М., 1906–1911), «Опыт библиографического указателя по литературе о русской народной песне» Н. И. Привалова (в сб.: «Славянские концерты… Горленко-Долиной…», СПБ, 1909). Среди библиографич. работ по муз. фольклору, помещённых в общих библиографич. трудах, — разделы лит-ры о музыке разл. народов России в «Библиографическом указателе русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1700—1910 гг. (Жилище. Одежда. Музыка. Искусство. Хозяйственный быт)» Д. К. Зеленина (СПБ, 1913).
Советские библиографы, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, достижения советского музыковедения, значительно расширили рамки Б. м. С сер. 20-х гг. по 1941 в развитии советской Б. м. большую роль сыграли работы З. Ф. Савеловой, в особенности её аннотированные обзоры иностранных книг и статей зарубежной муз. периодики, публиковавшиеся в журнале «Музыкальное образование» (1925–30), М. П. Алексеева — «Материалы для библиографического указателя русской литературы о Бетховене» (вып. 1–2, Одесса, 1927–28) и «Франц Шуберт. Материалы для библиографического указателя» (в сб.: «Венок Шуберту. 1828–1928. Этюды и материалы», М., 1928), разработанные им совм. с Я. З. Берманом; Р. И. Грубера — «„Rossica“ в германской музыкальной периодической литературе восемнадцатого и первой половины девятнадцатого века» («De musica», Л., 1926, вып. 2) и его же аннотированный указатель литературы в кн.: «Рихард Вагнер» (М., 1934); А. Н. Римского-Корсакова — «Музыкальные сокровища Рукописного отделения Государственной публичной библиотеки имени M. E. Салтыкова-Щедрина. Обзор музыкальных рукописных фондов» (Л., 1938), а также осуществлённые под его руководством — «Русская музыкальная библиография за 1925 год» (в сб. «De musica», вып. 1, Л., 1925, вып. 2, Л., 1926) и библиографич. указатель лит. трудов В. Г. Каратыгина, включающий св. 900 назв. (в кн. «В. Г. Каратыгин. Жизнь. Деятельность. Статьи и материалы», вып. 1, Л., 1927); «Библиография о М. П. Мусоргском него произведениях (1860–1928)», сост. С. А. Детиновым, О. П. и П. А. Ламм, С. С. Поповым, С. М. Симоновым и З. Ф. Савеловой (в сб.: «М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня его смерти. 1881–1931. Статьи и материалы», М., 1932); «Литература о П. И. Чайковском за 17 лет (1917–1934)», сост. H. M. Шеманиным (в сб.: «Музыкальное наследство», вып. 1, М., 1935); «Музыкальная литература. Библиографический указатель книг и журнальных статей о музыке на русском языке» (Л., 1935) Г. П. Орлова. Ряд работ публикуется в журнале «Советская музыка»: «Русские книги о музыке, вышедшие в СССР в 1932 году» (1933, No 1), А. А. Штейнберг — «Музыкальная периодика за 15 лет. 1917–1932» (1933, No 2), З. Ф. Савеловой и т.н. Ливановой — «Указатель литературы о Н. А. Римском-Корсакове» (1933, No 3) и «Указатель музыкальной периодики за 15 лет. 1917–1932» (1933, No 6), В. В. Хвостенко — «„Вагнериана“. Материалы к библиографическому указателю литературы на русском языке о Рих. Вагнере» (1934, No 11), «Лист в Петербурге» (1936, No 11) и «Лист в России» (1936, No 12). Библиографич. заметки и обзоры лит-ры о музыке регулярно помещались в журналах «Музыкальная новь» (1923–24), «Музыкальное образование» (1925–31), «Музыка и революция» (1926–1929), «Радянська музика» (1933–34, 1936–41) и др., а также в общих журналах и бюллетенях, напр. «Книгоноша», в к-ром в 1923–24 в разделе «Сводка вновь вышедших книг» печатались библиографич. заметки и обзоры К. А. Кузнецова о вновь вышедших муз. книгах и брошюрах. Обстоятельные библиографич. указатели приводятся в большинстве оригинальных переводных изданий по вопросам зарубежной музыки, выходивших в 1920-30-х гг. под ред. М. В. Иванова-Борецкого. В их числе — библиографич. указатель, составленный З. Ф. Савеловой к переводу монографии А. Швейцера «И. С. Бах» (М., 1934). Эта традиция нашла продолжение и в последующие десятилетия (библиографич. указатель литературы о Л. Бетховене, составленный Н. Л. Фишманом для 2-го издания книги A. A. Альшванга «Людвиг ван Бетховен», М., 1963, указатель литературы о И. С. Бахе, приложенный Я. И. Мильштейном к его книге «Хорошо темперированный клавир И. С. Баха», М., 1967, и др.). В 1932–40, 1941, 1942 и 1945 списки книг и статей о музыке печатались в «Летописи музыкальной литературы» (изд. с 1931). Библиографические перечни книг о музыке в виде каталогов выпускались Музыкальным сектором Госиздата (1926). Один из первых библиографических обзоров по музыкальному искусству советских национальных республик — книга П. П. Хороших «Музыкальные инструменты, театр и народные развлечения бурят-монголов» (Иркутск, 1926).
После Великой Отечественной войны 1941–45 начался новый период в развитии сов. Б. м., отмеченный возросшим науч. уровнем и количеств. ростом библиографич. работ, расширением и углублением тематики. Среди библиографич. трудов о рус. композиторах и музыковедах — капитальная глинкиана (3336 назв.), составленная Н. Н. Григорович, О. В. Григоровой, Л. Б. Киссиной, О. П. Ламм и Б. С. Яголимом (в сб. «М. И. Глинка», М., 1958); библиография сочинений Б. В. Асафьева, составленная Т. П. Дмитриевой-Мей и Б. В. Саитовым (в кн. «Избранные труды», т. 5, М., 1957, хронологич. указатель музыковедч. работ включает 944 назв.), И. И. Соллертинского, сост. О. А. Гейниной (в кн. «Избранные статьи о музыке», Л.-М., 1946, доп. в кн. «Критические статьи», Л., 1963); работы Б. С. Яголима — «Рахманинов и театр» (в кн. «С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей», М., 1947), «Библиография статей о Рахманинове» (в кн. «С. В. Рахманинов. Сборник статей», М.-Л., 1947), «Библиография литературы о Бородине» (в кн. Дианина С. A., «Бородин. Жизнеописание, материалы и документы», М., 1955), «Литература на русском яз. о Шопене» (в сб. «Фридерик Шопен. Ст. и исследования сов. музыковедов», М., 1960) и др.; Г. Б. Бернандта — «Библиография С. И. Танеева» (в его кн. «С. И. Танеев», М., 1950) и его же «Библиография изданных музыкально-литературных работ В. Ф. Одоевского. 1822–1869» (в кн. «В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие», М., 1956); коллектива авторов — «В. В. Стасов. Материалы к библиографии. Описание рукописей», М., 1956); С. М. Вильскер — «Библиография Н. А. Римского-Корсакова. 1917–1957» (в кн. «Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы», Л., 1959); Б. С. Штейнпресса — обширные библиографические материалы об А. А. Алябьеве (в монографии «Страницы из жизни А. А. Алябьева», М., 1956); библиография научно-критич. работ А. В. Оссовского, сост. М. П. Блиновой (в сб. «А. В. Оссовский. Избранные статьи, материалы», Л., 1961); В. А. Киселёва — библиография работ о Вас. С. Калинникове (в сб. «Василий Калинников. Письма, документы, материалы», сост. В. А. Киселев, т. 1–2, М., 1959), библиография опубликованной переписки М. А. Балакирева (в сб. «М. А. Балакирев. Воспоминания и письма», Л., 1962); библиография отечественных публикаций о А. Дворжаке (в сб. «Антонин Дворжак», сост. и общая ред. Л. С. Гинзбурга, М., 1967); H. H. Григорович — Библиография о Бетховене на русском языке (в сб. «Бетховен», вып. 2, М., 1972, 1120 назв.). Среди работ более широкого профиля — библиография (св. 1000 назв.), приведённая т.н. Ливановой во 2-м томе её работы «Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом» (М., 1952); «Русская музыкальная периодика до 1917 года» Б. С. Яголима (в сб.: «Книга. Исследования и материалы», сб. 3, М., 1960). Созданы обобщающие труды такого типа, как библиографические указатели «Литература о музыке. 1948–1953» и «Литература о музыке. 1954–56» С. Л. Успенской, охватывающие все стороны муз. культуры. В дальнейшем это издание было продолжено С. Л. Успенской в сотрудничестве с Б. С. Яголимом («Советская литература о музыке. Библиографический указатель за 1957», М., 1958), Г. Б. Колтыпиной («Советская литература о музыке. Библиографический указатель книг, журнальных статей и рецензий за 1958–1959», М., 1960), А. Л. Колбановской, И. И. Старцевым и Б. С. Яголимом («Советская литература о музыке. 1960–1962», М., 1967), А. Л. Колбановской, Г. Б. Колтыпиной и Б. С. Яголимом («Советская литература о музыке. 1963–1965», М., 1971). В эти же годы была издана работа И. И. Старцева «Советская литература о музыке (1918–1947). Библиографический указатель книг» (М., 1963). Выходит капитальный труд т.н. Ливановой «Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века» (вып. 1, М., 1960; вып. 2, М., 1963; вып. 3, М., 1966; вып. 4, кн. 1, М., 1967; вып. 4, кн. 2, М., 1968; вып. 5, кн. 1, М., 1971; вып. 5, кн. 2, М., 1972 (совм. с O. A. Виноградовой); вып. 1–5 (кн. 1–2) охватывают период 1801–70; изд. продолжается). В этой аннотированной работе с большой полнотой перечислены статьи по музыке, публиковавшиеся в рус. дореволюц. периодич. печати. Выпускам предпосланы вступ. статьи составителя, раскрывающие особенности рус. муз. журналистики и муз. критики на определённом этапе их развития. Издаётся библиографический словарь «Кто писал о музыке» Г. Б. Бернандта и И. М. Ямпольского, включающий перечни работ муз. критиков и др. лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР (т. 1, А-И, М., 1971; т. 2, К-П, М., 1973). Совершенно новое и оригинальное явление в отечественной муз. библиографии — реферативный указатель книг «Зарубежная литература о музыке» П. X. Кананова и И. П. Вулых, начавший выходить отд. выпусками с 1962 под общей ред. Г. М. Шнеерсона. Хотя указатель включает лишь часть издававшейся за рубежом книжной лит-ры по музыке (книги, имеющиеся в осн. моск. б-ках), в нём представлен широкий круг вопросов истории мировой муз. культуры, теории, философии и эстетики муз. иск-ва, проблем совр. муз. творчества, фольклора, акустики, исполнительства и мн. др. О книгах даются развёрнутые реферативные справки. Вышли вып. 1–3, охватывающие период времени с 1954 по 1958 (вып. 1. Реферативный указатель книг за 1954—1958 гг., М., 1960; вып. 2. Музыкальная культура стран Европы, М., 1963; вып. 2, ч. 2. Музыкальная культура народов Азии, Африки, Америки, Австралии, Океании, М., 1967; вып. 3, ч. 1. Виды и жанры музыки, М., 1966; вып. 3, ч. 2, М., 1968) и вып. 1 за период 1959–66 (М., 1972). Ценный вклад в советскую Б. м. внесли работы Г. Б. Колтыпиной «Библиография музыкальной библиографии. Аннотированный перечень указателей литературы, изданной на русском языке» (М., 1963, дополнение за 1962–1967 — М., 1970) и «Справочная литература по музыке… 1773–1962. Словари. Сборники биографий. Календари. Хроники. Памятные книжки. Путеводители. Сборники либретто. Сборники цитат» (М., 1964). Перечень и характеристика библиографических словарей деятелей музыкальной культуры даны в работе И. М. Кауфмана «Русские биографические и биобиблиографические словари» (М., 1955), музыкально-терминологических словарей — в его же работе «Терминологические словари» (М., 1961). Библиография музыкального фольклора представлена в работах М. Я. Мельц «Русский фольклор. Библиографический указатель. 1945–1959» (М., 1961) и В. М. Сидельникова «Русская народная песня. Библиографический указатель. 1735—1945 гг." (М., 1962). По рекомендательной библиографии имеется широко аннотированная работа А. И. Ступеля и В. Я. Трайнина «Среди книг о музыке» (вып. 1–5, Л., 1961–65).
Библиографии работ сов. музыковедов приведены в сб. их трудов: Ю. В. Келдыша («Критика и журналистика», М., 1959), В. М. Богданова-Березовского («Статьи о музыке», Л., 1960), М. С. Друскина («История и современность», Л., 1960), И. Ф. Бэлзы («О славянской музыке», М., 1963), В. М. Городинского («Избранные статьи», М., 1963), Ю. А. Кремлёва («Избранные статьи», Л., 1969), Л. С. Гинзбурга («Исследования и статьи», М., 1971), в юбилейных сборниках («От Люлли до наших дней». К 60-летию со дня рождения Л. А. Мазеля. Сб. статей, М., 1967); библиографии статей сов. композиторов приведены в сб. «Н. Я. Мясковский» (т. 2, М., 1964), «В. Я. Шебалин. Статьи, воспоминания, материалы» (M., 1970) и др., а также в библиографич. разделе нек-рых нотографич. справочников — Е. Л. Садовникова («Д. Д. Шостакович», М., 1959; содержит также перечень статей о жизни и творчестве Шостаковича) и др. Опубликован и ряд библиографических работ о композиторах союзных республик — Я. Озолине (Фрейман A., Композитор Ян Озолинь… Библиография, Елгава, 1958, на латышском языке), Комитасе (Теймуразян H. A., Комитас… Библиография, Ереван, 1957, на армянском и русском языках), М. Екмаляне (Теймуразян H. A., Макар Екмалян. Краткая библиография, Ереван, 1959, на армянском языке).
Перечни лит-ры о музыке систематически публикуются в изданиях Всесоюзной книжной палаты — «Книжной летописи», «Летописи журнальных статей», «Летописи газетных статей» и «Ежегоднике книги». Работу в области Б. м. ведут республиканские Книжные палаты и библиографич. отделы республиканских б-к. Раздел, посв. лит-ре о музыке, имеется в ежегоднике «Библиография музыкальных произведений», издаваемом Книжной палатой Груз. ССР, в аннотированном указателе Е. И. Новиченко и О. М. Сальниковой «Искусство Киргизской ССР» (Фрунзе, 1958), в книге К. М. Гудиевой, В. С. Крестенко и H. М. Пастухова «Искусство Северной Осетии» (Орджоникидзе, 1959), в фундаментальной работе, опубликованной Книжной палатой УССР, — «Музыкальная литература УССР. 1917–1965. Библиографический справочник», в к-рой наряду с нотографией приведён перечень книг по музыке, изд. в этот период (на укр. яз., Харьков, 1966). Среди др. работ, посв. муз. иск-ву сов. нац. республик: кн. В. М. Сидельникова «Библиографический указатель по казах. устному творчеству», вып. 1-1771–1916 (A.-A., 1951), указатель книг, брошюр, журналов и газет, где помещались сведения о казах. быте и нар. муз. творчестве (в кн.: Жубанов А. Струны столетий, A.-A., 1958) и др. Большую работу в области Б. м. проводят Сектор источниковедения и библиографии Ленингр. научно- исследовательского ин-та театра, музыки и кинематографии, научные муз. б-ки Моск. и Ленингр. консерваторий, Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина (Москва), Гос. публичная б-ка им. M. E. Салтыкова-Щедрина (Ленинград). Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина с 1968 выпускает ежемесячные библиографич. указатели «Новая советская литература по искусству» (книги и статьи), содержащие разделы «Музыка» и «Музыкальный театр». Литература о музыке представлена и в общих библиографиях (издания Всесоюзной книжной палаты), во многих библиографиях страноведческого и краеведческого характера, в библиографиях др. отраслей знания (педагогики, этнографии и пр.).
Литература: Успенская С. Л., Библиография музыкальной литературы, «Сов. библиография», 1950, вып. 1(30), с. 71–85; Петровская И. Ф., Справочно- библиографическая работа по вопросам театра и музыки в научно-исследовательских и других учреждениях Ленинграда, в сб.: Театр и музыка. Документы и материалы, М.-Л., 1963; Данько Л., Изучение и публикация источников, 2, Справочная литература, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 6–7, Л., 1968; Sonnek О., Classification of music and literature of music, Wash., 1917; Brenet M., Bibliographie des bibliographies musicales, «Annйe musicale», 1913, No 3; Mayer К., Ьber Musikbibliographie, в кн.: Festschrift fur Johannes Wolf, Lpz., 1929; Deutsch О. Е., Music bibliography and catalogues, «The Library», L., 1943, III; Hopkinson C., The fundamentales of music bibliography, «Fontes Artis Musicae», 1955, No 2; Hoboken A. van, Probleme der musikbibliographischen Terminologie, там же, 1958, No 1; Klemancic J., Problematika muzicke bibliographia u Jugoslavyi, «Zwuk», 1968, No 87–88.
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.