Церковный звукоряд — диатонический звукоряд, каждое звено-"согласие" которого представляет собой восходящее исследование 3 звуков с расстоянием между ними в один тон.
Согласия Ц. з. подчиняются "раздельному" принципу объединения, причём между верхним тоном одного согласия и нижним тоном следующего образуется полутон (см. Обиходный звукоряд). Формировался на основе терцово-квартовых интонаций рус. нар. песни. Первоначально сложились 2 согласия - "мрачное" и "светлое", различающиеся колоритом звучания. В результате развития Ц. з. появились другие согласия: "простое", примыкающее к "мрачному" снизу, и "тресветлое" в объёме большой терции (си-бемоль - до - ре), примыкающее к "светлому" сверху. Знамёна "простого" согласия употреблялись без точек, "мрачного" - с одной, "светлого" - с двумя, "тресветлого" - с тремя точками.
Ц. з. включает 12 ступеней; нижние звуки каждого согласия отстоят на чистую кварту друг от друга. Терции, образующиеся от каждой из ступеней согласия, расположены в строгом порядке: ионийская, дорийская, фригийская.
Особенностью Ц. з. является уменьшенная октава между III и X ступенями. В 1-й пол. 17 в. была разработана система киноварных помет, уточнявших высотное положение знамен. В рус. азбуках Ц. з. получил графич. выражение в виде "горовосходною холма", или "лествицы".
Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 2, M., 1868; Смоленский Ст., Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Металлов В., Азбука крюкового пения, M., 1899, его же, Осмогласие знаменного распева, M., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, M., 1901, Калашников П., Азбука церковного знаменною пения, К., 1908, 1910, Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 1, M.-Л., 1928; Успенский H. Д., Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971; Бражников M., Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Гарднер И., Проблема построения так называемого "церковного звукоряда" (гаммы) знаменного распева, Iordanville, N. Y., 1969.
Н. Д. Успенский