Belcanto.ru продолжает цикл «Советские примадонны», и сегодня наш небольшой рассказ посвящён Людмиле Васильевне Ерофеевой, молдавской советской певице, лирико-колоратурному сопрано, стоявшей у истоков профессионального музыкального театра в Молдавии.
Ерофеева принадлежит к числу тех певиц, которые в советские годы, обладая высоким классом мастерства, тем не менее, не сделали головокружительной карьеры, оставались сравнительно малоизвестными даже в СССР, не говоря уж о Западе, несмотря на звания и регалии. Творческая жизнь артистки Ерофеевой была полностью отдана служению одному театру – Кишинёвской Опере, что было, в общем-то, обычным делом в ту эпоху и воспринимается с удивлением сегодня. Кроме того, в карьере Ерофеевой, равно как и её многолетней партнёрши по сцене Тамары Алёшиной-Александровой присутствовала и «политическая» составляющая: обе они были русскими по происхождению, а
искусство маленькой национальной республики в СССР и за рубежом могла представлять только молдавская певица
— и такая певица у Молдавии была. Яркая сценическая судьба и активная общественная деятельность Марии Биешу совершенно заслоняла творчество её партнёрш по сцене, хотя прямой конкуренции, в силу совершенно разных голосовых амплуа, ни с Ерофеевой, ни с Алёшиной не наблюдалось. Но сожалеть об этом сегодня уже большого смысла нет: такое было время, такая политическая ситуация, таков общественный заказ. Сегодня, увы, с нами уже нет всех трёх примадонн Молдавской Оперы, носивших высокое звание народных артисток СССР, и мы отдаём дань памяти третьей, последней из них.
К сожалению информация о певице весьма скудна.
Но то, что нам удалось раздобыть мы с удовольствием предлагаем вниманию наших читателей.
Людмила Ерофеева родилась 13 сентября 1937 года в тогдашнем Калинине, в древней Твери. Окончила Калининскую детскую музыкальную школу им. Мусоргского (1951) и Калининское музыкально-педагогическое училище (1955). В 1960 году окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в Москве по классу Н. А. Вербовой, в том же году стала солисткой Молдавского театра оперы и балета в Кишинёве. Гастролировала в Великобритании, Египте, Болгарии и других странах, пела во многих театрах СССР, неоднократно выступала в родном Калинине. Среди основных партий Ерофеевой — Марфа в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Розина в «Севильском цирюльнике» Россини, Виолетта, Дездемона и Леонора в операх Верди «Травиата», «Отелло» и «Трубадур», Маргарита в «Фаусте» Гуно. В 1976 году Людмила Ерофеева была удостоена высокого звания народной артистки СССР. Умерла 11 марта 2003 года в столице уже независимой Молдавии Кишинёве в возрасте 65 лет.
Молдавский музыковед Елена Абрамович в статье «Поет Людмила Ерофеева» в газете «Советская Молдавия» за 1972 год изобразила довольно ёмкий творческий портрет певицы.
«Вокально-сценические образы, созданные Людмилой Ерофеевой, ярко индивидуальны и не схожи между собой, но всех их объединяет глубокая человечность и правдивость.
Среди множества сыгранных ролей самыми значительными, самыми близкими сердцу Людмилы Ерофеевой стали Виолетта, Марфа и Розина… Розина-Ерофеева была обворожительна и скромна. Она сразу же покорила зрителей своим лукавством, обаянием и женственностью. Голос лился свободно и широко, и певица продемонстрировала отличную кантилену и сочное яркое звучание верхних нот. Виртуозным колоратурам Ерофеева придала выражение лукавства, жизнелюбия и веселья...
Виолетта-Ерофеева – любящая страдающая женщина, гибнущая в результате столкновения с моралью буржуазного общества. Актриса раскрывает целую гамму переживаний Виолетты – от мучительной тревоги к протесту и через душевное смятение к мужественной решимости. В сцене последней встречи с Альфредом Людмила Ерофеева достигает глубоко драматизма. Виолетта смертельно больна. Актриса не подчеркивает внешних признаков болезни, а показывает внутренний мир своей героини надломленный тягостными переживаниями, убитой горем. В музыкальную канву арий певица вкрапливает полуразговорные интонации, очень тихие и нежные, несколько замедленные. Певица сумела создать полный жизненной правды образ героини, прекрасной в своем чувстве, вечном, как сама жизнь.
Марфа у Ерофеевой — подлинно русский характер,
трагедия которого порождена рабским положением женщин в эпоху Ивана Грозного. Марфа-Ерофеева словно ожившая из старинной русской песни девушка, статная красавица, кроткая и нежная, излучающая обаяние юности. Безоблачен внутренний мир Марфы: она самозабвенно любит своего жениха, мечтает о счастье, вспоминает о беззаботном детстве и не подозревает о роковых событиях, которые разворачиваются вокруг нее».
В своей книге «Л. Ерофеева» 1989 года музыковед Зиновий Столяр рассказывает.
«Ерофеевой повезло. Одной из первых на афише Молдавского театра появилась опера «Риголетто» Д. Верди. Спектакль был поставлен в 1957 году… В трактовке Ерофеевой переживания Джильды предстали не кукольными страстями, а подлинной жизненной трагедией. А самой первой самостоятельной работой певицы стала Фраскита в «Кармен» Бизе. И уже в этой партии чувствовалось, что в театр пришла певица с ярко выраженной индивидуальностью…
Первой опереттой на молдавской сцене стал «Цыганский барон». «Работа над образом беззаботной, избалованной дочки сельского богатея, — рассказывает Людмила Васильевна, — была нелегкой. Музыка Штрауса изобилует виртуозными фиоритурами, высокими нотами, скрытыми динамическими звучаниями оркестра. Большое значение в оперетте приобретает умение владеть техникой разговорного речитатива. Оперетта есть оперетта!»
После веселой и жизнерадостной Арсены
лирико-трагедийный образ Дездемоны в опере «Отелло» Верди стал серьезным испытанием в сценической жизни Ерофеевой.
Новая работа требовала от нее крутого поворота, резкой смены психологии, ощущений и поступков действующего лица, перехода от одного проявления человеческого характера к крайне противоположному… Ее Дездемона – тонкая, нежная, чуть замкнутая – воплощение высокой идеи самопожертвования. Она не щадит жизни, чтобы убедить любимого человека в своей верности. Ерофеева пела очень просто, предельно искренно, без нажима и это более всего убеждало в правде чувств…
Большой творческой удачей стала Маргарита Ерофеевой в «Фаусте» Гуно, в образе которой яркая жизнерадостность органично сочеталась с взволнованными, трагически окрашенными эпизодами последних картин. Ее Маргарита – хрупка, это чистая душа. А грудной, очень теплый голос умел выразить смущение, восторг, удивление и глубину разгоревшегося чувства к Фаусту, ужас прозрения своей вины в смерти брата…
Разнообразие вокальных и актерских красок – характерная черта певицы.
Постепенно, начиная со сцены дуэли и смерти Валентина, Ерофеева переводит действие в трагическую сферу, которая достигает кульминации в сцене безумия Маргариты.
Памятным сюрпризом для кишиневской публики стало появление в репертуаре Молдавской оперы «Искателей жемчуга» Бизе. Постановщиков привлекала зрелищность, экзотическая красочность сюжета, включающего занимательную интригу и возможность работать над малоизвестным широкой публике произведением в расчете на то, что само это должно будет привлечь ее внимание. Чарующе призывно звучало сопрано певицы в партии Лейлы. Блестяще исполняя сложнейшие пассажи, она держалась на сцене свободно и естественно. Буря чувств отражается в ее голосе, мимике лица, жестах рук, то умоляющих, то гордо отталкивающих. В ее склоненной позе видишь и скорбь, и отчаяние, и непреклонную решимость бороться за счастье...
К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне Молдавский театр подготовил оперу «А зори здесь тихие» К. Молчанова. И стало ясно, что Людмила не из тех певиц, которые во всем согласны с дирижером.
Ерофеева — думающий художник, она самостоятельно осмысливает образ и оставивает свою точку зрения.
Певица так рассказала о своей работе над образом Сони Гурвич: “Эта роль принесла мне огромное творческое удовлетворение – я ведь впервые встретилась на сцене со своей современницей. Я сама переживала ужасы войны, бомбежки, близость смертельной опасности. Мне были очень близки эти девчонки – Соня и ее подруги, их судьбы и ненависть врагу. И мне казалось, что, играя этот спектакль, я нахожусь в реальной ситуации”.
Последующие годы творческий путь Ерофеевой отмечен работой над двумя операми Пуччини – «Богема» и «Турандот». Партия невольницы Лиу стала заметным явлением на молдавской оперной сцене. Пела Людмила и партию самой Турандот, но в творческой биографии артистки она не ставила заметного следа. А вот Мюзетта в «Богеме» стала ее победой – колоритный и рельефный образ, имеющий большое значение в сложной психологической коллизии сценического действия. Интересно, остро рисует свою Мюзетту Ерофеева.
Прекрасная внешность, свободная пластика, чудесный голос
— все вместе рождает ощущение очарования это своенравной и по сути несчастной девушки.
В 1980-е годы Ерофеева участвовала в постановках опер «Дуэнья» Прокофьева и «Маркитантка» Кортеса. И если в работе над произведением великого советского классика можно было опираться на опыт других театров и накопленные в этом плане традиции, то в сценическим воплощении оперы современного белорусского автора все приходилось делать изначально и самостоятельно.
Не раз обращалась певица и к произведениям русской музыки, исполняя арии из опер Римского-Корсакого «Садко», «Снегурочка, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и «Сорочинской ярмарки» Мусоргского.
Богат и разнообразен был ее камерный репертуар,
которым она покорила концертные залы у себя на Родине и за рубежом. Творческие успехи певицы получи различные формы признания: медали, грамоты, лауреатские дипломы, и конечно, самое главное и вполне заслуженное — звание народной артистки СССР!»
Материалы подготовила музыковед Елена Узун