Джульетта Симионато

Giulietta Simionato

Дата рождения
12.05.1910
Дата смерти
05.05.2010
Профессия
Тип голоса
меццо-сопрано
Страна
Италия
Автор

Те, кто знал и любил Джульетту Симионато, даже если не слышал ее в театре, были уверены, что ей суждено дожить до ста лет. Достаточно было взглянуть на фото седовласой и неизменно элегантной певицы в розовой шляпке: в выражении лица всегда было лукавство. Симионато славилась своим чувством юмора. И, однако, Джульетта Симионато скончалась, не дожив всего недели до своего столетия, 5 мая 2010-года.

Одно из самых знаменитых меццо-сопрано двадцатого века родилась 12 мая 1910-ого года в Форли, в области Эмилия-Романья, приблизительно на полпути между Болоньей и Римини, в семье начальника тюрьмы. Ее родители не были из здешних мест, отец вел свое происхождение из Мирано, неподалеку от Венеции, мать же с острова Сардиния. В родном доме матери на Сардинии Джульетта (так называли ее в семье; ее настоящее имя было Джулия) провела детство. Когда девочке было восемь лет, семья переехала в Ровиго, центр одноименной провинции области Венето. Джульетту отдали в католическую школу, где ее учили живописи, вышиванию, кулинарному искусству, а также пению. Монахини сразу обратили внимание на ее музыкальный дар. Сама певица рассказывала, что ей всегда хотелось петь. Для этого она запиралось в ванной. Но не тут-то было! Мать Джульетты, женщина жесткая, правившая семьей железной рукой и часто прибегавшая к наказаниям детей, заявила, что она скорее убьет дочь собственными руками, чем позволит ей стать певицей. Синьора, однако, умерла, когда Джульетте было 15 лет, и преграда к развитию чудесного дара рухнула. Будущая знаменитость начала учиться в Ровиго, затем в Падуе. Ее учителями были Этторе Локателло и Гуидо Палумбо. Дебют Джульетты Симионато состоялся в 1927-ом году в музыкальной комедии Россато «Nina, Non fare la stupida» («Нина, не будь глупышкой»). На репетиции ее сопровождал отец. Именно тогда ее услышал баритон Альбанезе, который предрек: «Если этот голос правильно воспитать, наступит день, когда театры рухнут от аплодисментов». Первое выступление Джульетты в качестве оперной певицы состоялось год спустя, в небольшом городе Монтаньяна неподалеку от Падуи (кстати, там родился любимый тенор Тосканини Аурелиано Пертиле).

Развитие карьеры Симионато напоминает популярную пословицу «Chi va piano, va sano e va lontano»; ее русский эквивалент — «Тише едешь, дальше будешь». В 1933-ему году она победила на конкурсе вокалистов во Флоренции (385 участников), президентом жюри был Умберто Джордано, автор «Андре Шенье» и «Федоры», а его членами — Соломия Крушельницкая, Розина Сторкьо, Алессандро Бончи, Туллио Серафин. Услышав Джульетту, Розина Сторкьо (первая исполнительница роли Мадам Баттерфляй) сказала ей: «Пойте так всегда, моя дорогая».

Победа на конкурсе дала молодой певице возможность прослушаться в Ла Скала. Свой первый контракт с прославленным миланским театром она подписала в сезоне 1935-36-ого г. Это был любопытный контракт: Джульетта должна была учить все второстепенные партии и присутствовать на всех репетициях. Ее первыми ролями в Ла Скала были Наставница послушниц в «Сестре Анджелике» и Джованна в «Риголетто». Немало сезонов прошло в ответственной работе, не приносящей ни большого удовлетворения, ни известности (Симионато пела Флору в «Травиате», Зибеля в «Фаусте», маленького савояра в «Федоре» и т.д.). Наконец, в 1940-ом году легендарный баритон Мариано Стабиле настоял, чтобы именно Джульетта пела партию Керубино в «Свадьбе Фигаро» в Триесте. Но до первого по-настоящему значительного успеха надо было ждать еще пять лет: его принесла Джульетте роль Дорабеллы в «Così fan tutte». К тому же 1940-ому году относится выступление Симионато в роли Сантуццы в «Сельской чести». За пультом стоял сам автор, а она была самой молодой среди солистов: ее «сын» был старше ее на двадцать лет.

И вот, наконец, рывок: в 1947-ом году в Генуе Симионато поет главную партию в опере Тома «Миньон» и несколькими месяцами позднее повторяет ее в Ла Скала (ее Вильгельмом Мейстером был Джузеппе Ди Стефано). Ныне можно только улыбнуться, читая отклики в газетах: «Джульетта Симионато, которую мы привыкли видеть в последних рядах, ныне в первых, и так должно быть по справедливости». Роль Миньон стала знаковой для Симионато, именно в этой опере она дебютировала в Ла Фениче в Венеции в 1948-ом году, и в Мексике в 1949-ом, где публика проявила по отношению к ней горячий энтузиазм. Мнение Туллио Серафина было еще важнее: «Вы сделали не только успехи, а настоящие сальто мортале!»,— сказал Маэстро Джульетте после спектакля «Così fan tutte» и предложил ей роль Кармен. Но на тот момент Симионато не ощущала себя достаточно зрелой для этой роли и нашла в себе силы отказаться.

В сезоне 1948-49 Симионато впервые обратилась к операм Россини, Беллини и Доницетти. Потихоньку она достигла в этом роде оперной музыки подлинных высот и стала одной из наиболее заметных фигур бельканто-Ренессанса. Ее интепретации партий Леоноры в «Фаворитке», Изабеллы в «Итальянке в Алжире», Розины и Золушки, Ромео в «Капулети и Монтекки» и Адальджизы в «Норме» остались эталонными.

В том же 1948-ом году Симионато познакомилась с Каллас. Джульетта пела в Венеции «Миньон», а Мария — «Тристана и Изольду». Между певицами возникла искренняя дружба. Они часто выступали вместе: в «Анне Болейн» были Анной и Джованной Сеймур, в «Норме» — Нормой и Адальджизой, в «Аиде» — Аидой и Амнерис. Симионато вспоминала: «Мария и Рената Тебальди были единственными, кто звал меня Джулия, а не Джульетта».

В 1950-ых годах Джульетта Симионато покорила Австрию. Ее связи с Зальцбургским фестивалем, на котором она часто пела под управлением волшебной палочки Герберта фон Караяна, и Венской оперой были очень прочными. Ее Орфей в опере Глюка в 1959-ом году, запечатленный в записи, остался самым незабываемым свидетельством ее сотрудничества с Караяном.

Симионато была универсальным художником: «священные» роли для меццо-сопрано в операх Верди — Азучена, Ульрика, принцесса Эболи, Амнерис — удавались ей столь же хорошо, как партии в операх романтического бельканто. Она была задорной Прециозиллой в «Силе судьбы» и уморительной мистрис Куикли в «Фальстафе». Она осталась в анналах оперы как превосходная Кармен и Шарлотта в «Вертере», Лаура в «Джоконде», Сантуцца в «Сельской чести», Принцесса де Буйон в «Адриенне Лекуврер» и Принцесса в «Сестре Анджелике». Наивысший момент ее карьеры связан с интерпретацией сопрановой партии Валентины в «Гугенотах» Мейербера. Итальянская певица пела также Марину Мнишек и Марфу в операх Мусоргского. Но за годы своей долгой карьеры Симионато выступала в операх Монтеверди, Генделя, Чимарозы, Моцарта, Глюка, Бартока, Онеггера, Рихарда Штрауса. Ее репертуар достиг астрономических цифр: 132 роли в произведениях 60 авторов.

Они снискала огромный персональный успех в «Троянцах» Берлиоза (первое представление на сцене театра Ла Скала) в 1960-ом году. В 1962-ом участвовала в прощальном спектакле Марии Каллас на сцене миланского театра: это была «Медея» Керубини, и снова давние подруги были вместе, Мария в роли Медеи, Джульетты в роли Нерис. В том же году Симионато выступила в роли Пирене в опере Де Фальи «Атлантида» (она отзывалась о ней как о «слишком статичной и нетеатральной»). В 1964-ом спела Азучену в «Трубадуре» в Ковент-Гардене, это был спектакль, поставленный Лукино Висконти. Снова встреча с Марией — на этот раз в Париже, в 1965-ом году, в «Норме».

В январе 1966-ого года Джульетта Симионато покинула оперную сцену. Ее последнее выступление состоялось в небольшой партии Сервилии в опере Моцарта «Милосердие Тита» на сцене театра Пиккола Скала. Ей было всего 56 лет, и она была в отличной вокальной и физической форме. У слишком многих ее коллег не хватило, не хватает и не хватит мудрости и достоинства, чтобы пойти на подобный шаг. Симионато хотела, чтобы ее образ остался в памяти зрителей прекрасным, и добилась этого. Ее уход со сцены совпал с важным решением в ее личной жизни: она вышла замуж за известного врача, личного хирурга Муссолини Чезаре Фругони, который долгие годы ухаживал за ней и был старше ее на тридцать лет. За этим наконец совершившимся браком стояло первое замужество певицы со скрипачом Ренато Каренцио (они разошлись в конце 1940-ых годов). Фругони тоже был женат. В Италии того времени развода не существовало. Их брак стал возможен только после смерти его первой супруги. Им было суждено прожить вместе 12 лет. Фругони скончался в 1978-ом году. Симионато еще раз вышла замуж, связав свою жизнь со старым другом, промышленником Флорио Де Анджели; ей было суждено пережить и его: он умер в 1996-ом году.

Сорок четыре года вдали от сцены, от аплодисментов и поклонников: Джульетта Симионато при жизни превратилась в легенду. Легенду живую, привлекательную и лукавую. Несколько раз она заседала в жюри вокальных конкурсов. На концерте в честь Карла Бёма в рамках Зальцбургского фестиваля в 1979-ом году пела арию Керубино «Voi che sapete» из моцартовской «Свадьбы Фигаро». В 1992-ом году, когда режиссер Бруно Този основал Общество Марии Каллас, стала его почетным президентом. В 1995-ом на сцене театра Ла Скала отметила свое восьмидесятилетие. Последнеее путешествие, которое совершила Симионато в возрасте 95 лет, в 2005-ом году, было посвящено Марии: она не могла не почтить своим присутствием церемонию официального открытия дорожки позади венецианского театра Ла Фениче в честь великой певицы и давней подруги.

«Я не чувствую ни ностальгии, ни сожаления. Я отдала все, что могла, моей карьере. Моя совесть спокойна». Таково было одно из ее последних заявлений, появившихся в печати. Джульетта Симионато была одной из самых значительных меццо-сопрано двадцатого века. Она явилась естественной наследницей бесподобной каталонки Кончиты Супервиа, которой принадлежит честь возрождения россиниевского репертуара для низкого женского голоса. Но и драматические вердиевские роли удавались Симионато не меньше. Ее голос был не слишком крупным, но ярким, неповторимым по тембру, безупречно ровным на всем диапазоне, и она владела искусством придать индивидуальный оттенок всем произведениям, которые она исполняла. Отличная школа, большая вокальная выносливость: Симионато вспоминала, как однажды она выходила на сцену в течение 13 вечеров подряд, в «Норме» в Милане и в «Севильском цирюльнике» в Риме. «По окончании спектакля я бежала на вокзал, где меня ждали, чтобы дать сигнал к отправлению поезда. В поезде я и разгримировывалась». Привлекательная женщина, живой человек, отличная, тонкая, женственная актриса с великолепным чувством юмора. Симионато умела признать свои недостатки. Она была неравнодушна к собственным успехам, коллекционировала шубы, «как другие женщины коллекционируют предметы антиквариата», по ее собственному выражению, признавала, что ревнива и любила посплетничать относительно подробностей личной жизни своих коллег-соперниц. Она не чувствовала ни ностальгии, ни сожаления. Потому что сумела прожить жизнь на все сто и остаться в памяти современников и потомков элегантной, ироничной, воплощением гармонии и мудрости.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Книги

Главы из книг

Записи

рекомендуем

смотрите также

Ариберт Райман Композиторы
Макс Брух Композиторы
Иоганн Кунау Композиторы

Реклама