Рейнхардт Кайзер

Дата рождения
12.01.1674
Дата смерти
12.09.1739
Профессия
Страна
Германия

Кайзер (Кейзер), Рейнхардт (нем. Reinhard Keiser; крещён 12 I 1674, Тёйхерн близ г. Вейсенфельс — 12 IX 1739, Гамбург) — немецкий композитор.

Сын органиста Готфрида Кайзера. С 1685 учился в школе при Томаскирхе в Лейпциге и у И. Шелле. С 1692 жил в Брауншвейге, где в 1693 была поставлена его опера «Базилиус в Аркадии». В 1695 стал ведущим композитором и музыкальным руководителем Гамбургского оперного театра, с 1703 был его антрепренёром (работал здесь в 1695–1706 и в 1709–17); в 1700–01 также капельмейстер организованных им «Зимних концертов», игравших заметную роль в музыкальной жизни города. В 1717 работал в Копенгагене, в 1719–21 — при дворе в Людвигсбурге. В 1722 поставил в Копенгагене свою оперу «Улисс» и был назначен придворным капельмейстером. В 1728 вновь поселился в Гамбурге, где заменил своего друга И. Маттезона на посту кантора городского собора. В 1731 посетил Россию, где написал «Русские песни с вариациями» для 2 скрипок и баса.

Кайзер — виднейший немецкий мастер оперы до И. А. Хассе и К. В. Глюка. Его творческая деятельность положила начало немецкому оперному театру демократического направления. Ранние оперы Кайзера («Адонис», 1697, и др.) ещё близки к операм Ж. Б. Люлли, И. З. Куссера и А. Стеффани, но уже начиная с оперы «Помона» (1705) складывается самобытный оперный стиль Кайзера. Он первым из немецких оперных композиторов обратился к народно-бытовым сюжетам («Гамбургская ярмарка» и др.). Использовал народные мотивы, хотя большинство опер Кайзера написано на мифологические и историко-легендарные сюжеты.

Популярность опер Кайзера обусловливалась мелодическим даром композитора (И. Маттезон называл Кайзера «царём пения»), мастерским владением речитативом, искусной оркестровкой, тонким чувством театральной сцены. В комической опере «Смеющийся принц Иоделе» («Der lacherliche Prinz Jodelet», 1726) создал пародию на неаполитанскую оперу-сериа. В лучших комических операх Кайзера предвосхищены некоторые черты оперного стиля В. А. Моцарта. Кайзеру посвящён зингшпиль Б. Барди «Неистовый капельмейстер» («Der tolle Kapellmeister», Берлин, 1929), в котором использованы мелодии из его опер.

Сочинения:

свыше 100 опер (сохранилось около 30), в т. ч. (даты постановок, Гамбург) — Римские волнения, или Великодушная Октавия (Die Romische Unruhe, oder Die edelmutige Oktavia, 1705), Альмира (1706), Высокомерный… Крез (Der hochmuthige… Croesus, 1710, 2-я ред. 1730), Бонвиван, или Лейпцигская месса (Le bon vivant, oder Die Leipziger Messe, 1710), Гамбургская ярмарка, или Счастливый обман (Der Hamburger Jahrmarkt, oder Gluckliche Betrug, 1725), Цирцея (1734) и др.; кантаты — Нравственная забава (Gemuths-Ergotzung), 6 светских кантат (1698), 9 кантат (1713), Музыкальное земное удовольствие, моральные кантаты (Musikalische Landlust, moralische Kantaten, 1714); оратории, мессы, псалмы и др.

Литература: Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931.

И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама