Николай Николаевич Сидельников (5 июня 1930, Тверь — 20 июня 1992, Москва) — русский советский композитор. Народный артист РСФСР (1992).
Имя Николая Николаевича Сидельникова в меньшей степени известно широкой публике, чем имена Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной или Эдисона Денисова, но его творческое наследие не менее значительно. Самобытность стиля композитора определила драматичную судьбу его произведений: сочетание академической основы с элементами джаза и даже рок-н-ролла вызывали настороженное отношение и у властей, и у современников-новаторов (первым подобная музыка могла казаться слишком «западной», вторым – «примитивной»).
Родина Сидельникова – город Калинин (ныне Тверь). Семья, в которой появился он на свет, была музыкальной: отец – дирижер, мать – певица, и музыкальный путь для сына был предрешен. Сидельников получил пианистическое образование в музыкальном училище родного города, а в училище при Московской консерватории обучался композиции у Виссариона Яковлевича Шебалина и Евгения Иосифовича Месснера. Закончив училище, он поступил в Московскую консерваторию, где его наставником стал Анатолий Николаевич Александров, но по прошествии двух лет молодой композитор покинул консерваторию и возвратился в Калинин, где устроился на работу в музыкальное училище. Через год он снова отправляется в столицу и поступает в консерваторию, где вновь становится учеником Месснера.
В годы учения Сидельников создал произведения, с которыми связывал свое композиторское «рождение» – Сонату для фортепиано и музыку к радиоспектаклю «Маугли», а дипломной работой его стала оратория «Поднявший меч». Жанр оратории был весьма популярен в то время, а выбор темы во многом определялся личными пристрастиями композитора – он был увлечен отечественной историей, с интересом читал Карамзина, русские летописи и комментарии к ним.
Закончив консерваторию, Николай Николаевич обучался в аспирантуре у Юрия Александровича Шапорина, затем работал на кафедре композиции в качестве ассистента Арама Ильича Хачатуряна, позднее стал преподавателем, а потом и профессором. Студентам он запомнился как преподаватель, сочетающий в себе академичность и либеральность.
Драматичная судьба сочинений Сидельникова во многом была обусловлена тем, какой области музыки он отдавал предпочтение. Композитор имеет больше шансов на успех, если создает «свой круг» солистов, а Николай Николаевич не так уж часто создавал сольные произведения – в большей степени его привлекала музыка симфоническая и хоровая. Он создавал симфонии, но отказывался от традиционного облика этого жанра как оркестрового циклического непрограммного произведения. Напротив, он придавал большое значение программности – по мнению Сидельникова, программной является любая музыка (ведь она обладает определенным содержанием), а авторские пояснения или литературный текст делают слушательское восприятие более ясным, поэтому все его симфонии программны, в двух из них присутствуют солисты, чтецы и хор. Разумеется, ни программные симфонии, ни симфонии с использованием литературного текста и вокала не были чем-то абсолютно новым (это было еще у Гектора Берлиоза), но сочинения Сидельникова представлялись особенно оригинальными.
Например, первое его сочинение названо «Романтической симфонией-дивертисментом в четырех портретах» («Времена суток»). Даже определение – «симфония-дивертисмент» – вызывает недоумение. В произведении нет характерного для симфоний единства и борьбы противоположностей, каждая из частей являет собой своеобразный «стилевой портрет» одного из композиторов – Антонио Вивальди, Мориса Равеля, Альбана Берга и Игоря Федоровича Стравинского.
В тех программных симфониях, где используется вокальное начало, поражает разнообразие литературных источников – «Диалектика природы» Фридриха Энгельса («Гимн природе»), стихи Михаила Юрьевича Лермонтова («Мятежный мир поэта»). Да и в целом выбор литературных источников характеризует композитора как эрудированного человека с широкими интересами: Полифоническая токката написана на фрагмент из «Метаморфоз» Овидия, кантата «Сокровенны разговоры» – на фольклорные тексты быличек, записанных в деревнях, вокальный цикл «В стране осок и незабудок» – на стихи Велемира Хлебникова… В каждом тексте, к которому обращался Сидельников, он умел раскрыть все его особенности – до такой степени, что это даже могло вызывать неприятие. Например, в «Пяти лирических поэмах» на стихи рабочих поэтов-революционеров хоровая фактура отличается предельной жесткостью – но ведь таковы и сами революционные стихи.
Творчество Сидельникова зачастую не находило понимания у современников – не то, чтобы его запрещали (хотя и это случалось – так было с «Мятежным миром поэта»), но чаще премьерное исполнение оставалось единственным, а зачастую не было даже премьер. Одной из причин была масштабность его произведений – например, опера «Чертогон» по рассказу Николая Семеновича Лескова должна была идти в течение двух вечеров, а никаких купюр Сидельников не допускал. Премьера ее откладывалась несколько раз – и так и не состоялась. Не прозвучала при жизни композитора и опера «Бег».
Над последним своим произведением – «Лабиринты» (по мотивам мифа о Тезее) – Николай Николаевич Сидельников работал в Онкологическом центре. Через три недели после его завершения – в июне 1992 г. – композитор ушел из жизни.