Ildebrando Pizzetti
Итальянский композитор, дирижёр, музыковед, музыкальный критик и педагог. Член Итальянской академии (с 1939). Учился в детстве у отца — Одоардо Пиццетти (1853—1926), преподавателя игры на фортепиано и музыкально-теоретических предметов, в 1895—1901 — в Пармской консерватории у Т. Риги (гармония, контрапункт) и Дж. Тебальдини (композиция). С 1901 работал дирижёром в Парме, с 1907 профессор Пармской консерватории (класс композиции), с 1908 — Флорентийского музыкального института (в 1917-24 его директор). С 1910 писал статьи для миланских газет. В 1914 основал музыкальный журнал «Dissonanza» во Флоренции. В 1923—1935 директор Миланской консерватории. С 1936 руководитель кафедры композиции Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме (в 1948-51 её президент).
Из сочинений Пиццетти наиболее значительны оперы (главным образом на античные и средне-вековые сюжеты, отражают религиозные и нравственные конфликты). В течение 50 лет был связан с театром «Ла Скала» (Милан), в котором состоялись премьеры всех его опер (наибольший успех имела «Клитемнестра»).
В произведениях Пиццетти старые оперные формы сочетаются с приёмами оперной драматургии 19-20 веков. Он обращался к традициям музыки итальянского Возрождения и барокко (хоровые партии — в форме свободно трактованного мадригала), использовал мелодии григорианского хорала. По жанру его оперы ближе к вагнеровским музыкальным драмам. Основой оперной драматургии Пиццетти является свободное, безостановочное динамическое развитие, не ограниченное рамками замкнутых музыкальных форм (это напоминает «бесконечную мелодию» Р. Вагнера). В его операх вокальная распевность сочетается с мелодизированным речитативом. Метроритм и интонация вокальных партий определяются особенностями текста, поэтому в партиях преобладает декламационный стиль. Некоторыми сторонами своего творчества Пиццетти соприкасался с течением неоклассицизма.
Оперы Пиццетти ставились в других странах Западной Европы, а также Южной Америки.
Сочинения:
оперы — Федра (1915, Милан), Дебора и Иаиль (1922, Милан), Фра Герардо (1928, Милан), Чужеземец (Lo straniero, 1930, Рим), Орсеоло (1935, Флоренция), Золото (L’oro, 1947, Милан), Ванна Лупа (1949, Флоренция), Ифигения (1951, Флоренция), Калиостро (1953, Милан), Дочь Йорио (La figlia di Jorio, по Д’Аннунцио, 1954, Неаполь), Убийство в соборе (Assassinio nella cattedrale, 1958, Милан), Серебряный башмачок (Il calzare d’argento, 1961); балеты — Йизанелла (1959, Рим, также оркестровая сюита из музыки к пьесе Г. Д’Аннунцио, 1913), Венецианское рондо (Rondo Veneziano, 1931); для солистов, хора и оркестра — Эпиталамы на слова Катулла (1935); для оркестра — симфонии (1914, 1940), увертюра к трагическому фарсу (1911), Летний концерт (Concerto dell’estate, 1928), 3 симфонических прелюда «Царь Эдип» Софокла (1904), танцы к «Аминте» Т. Тассо (1914); хоры — Эдип в Колоне (с оркестром, 1936), месса-реквием (a cappella, 1922); для инструмента с оркестром — Поэма для скрипки (1914), концерты для фортепиано (1933), виолончели (1934), скрипки (1944), арфы (1960); камерно-инструментальные ансамбли — сонаты для скрипки (1919) и для виолончели (1921) с фортепиано, фортепианное трио (1925), 2 струнных квартета (1906, 1933); для фортепиано — Детский альбом (1906); для голоса с фортепиано — 3 сонета Петрарки (1922), 3 трагических сонета (1944); музыка к спектаклям драматического театра, в т. ч. к пьесам Д’Аннунцио, Софокла, У. Шекспира, К. Гольдони.
Литературные сочинения: La musica dei Greci, Roma, 1914; Musicisti contemporanei, Mil., 1914; Intermezzi critici, Firenze, (1921); Paganini, Torino, 1940; Musica e dramma, (Roma, 1945); La musica italiana dell’Ottocento, Torino, (1947).
Литература: Теbаldini G., I. Pizzetti, Parma, (1931); Galli G., I. Pizzetti, (Mil., 1954); Damerini A., I. Pizzetti — l’uomo e l’artista, «L’Approdo musicale», 1966, (v.) 21.
Л. Б. Римский