«Воевода» — опера П. Чайковского в 3 действиях (4 картинах), либретто композитора и А. Островского по его драме «Воевода» («Сон на Волге»).
Премьера: Москва, Большой театр, 30 января 1869 г., под управлением Э. Мертена.
Опера была уничтожена композитором и восстановлена уже в советское время музыковедом П. А. Ламмом. На оперной сцене идет в редакции Ю. В. Кочурова.
Дружба и глубокое взаимопонимание связывали Чайковского с великим драматургом. В 1866-1867 гг. композитор задумал оперу на сюжет «Грозы», но тема уже была закреплена за В. Кашперовым. Островский предложил «Воеводу» и взялся составить либретто. В 1867 г. Чайковский приступил к работе. Позднее он вспоминал: «Опера была написана слишком скоро и легкомысленно, вследствие чего формы вышли не оперные, не подходящие к условиям сцены. Я просто писал музыку на данный текст, нисколько не имея в виду бесконечное различие между симфоническим и оперным стилем».
Процесс сочинения, сначала шедший интенсивно, остановился из-за того, что Островский замедлил писание либретто. Чайковский вынужден был создавать текст самостоятельно, что не могло не сказаться на драматургии и всем развитии действия. Партитура была закончена в 1868 г. Спектакль имел успех, но выдержал только шесть представлений. По свидетельству друга композитора Н. Кашкина, исполнители были слабы, репетиций недостаточно: «Относительно первого представления „Воеводы" можно сказать, что собственно музыка оперы понравилась, но весь ансамбль сценического действия удовлетворял мало, главным образом по вине либретто, в котором оставался только скелет из поэтического создания Островского».
Действительно, «Воевода» — одно из самых значительных произведений драматурга. Дух народной песни, сказки, фантастики пронизывает пьесу (сцены с домовым, сны воеводы). При создании либретто многое было утрачено. Н. Кашкин писал: «...для упрощения постановки сны Воеводы были выпущены. ...Пропущены были такие лица, как Мизгирь-колдун, Отшельник, Домовой, сцена в крестьянской хате и крестьянка с ребенком; пропущено также шествие богомольцев, сцена разгула у Бастрюкова... разбойник Дубровин едва появлялся в действии, а Марья Власьевна оставлена только в качестве сопрано и почти вовсе лишена собственного облика всякими сокращениями в своей роли». Отрицательный отзыв о музыке «Воеводы» дал Г. Ларош. Под воздействием его несправедливой оценки композитор уничтожил партитуру. Она была восстановлена по оркестровым партиям — сначала С. Поповым (1930-е гг.), а позднее П. Ламмом (1940-е). Недостающие эпизоды досочинили Ю. Кочуров и В. Шебалин, редакцию текста выполнил С. Спасский. Возрожденная опера была поставлена впервые в ленинградском Малом оперном театре 28 сентября 1949 г. под управлением Э. Грикурова.
Музыка «Воеводы» отмечена высокими достоинствами: проникновенным лиризмом, широкой распевностью, поэтичностью, ярко выраженным национальным характером. Однако слабая драматургия осталась главным недостатком произведения, который не могла преодолеть и переработка текста.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Нечай Шалыгин, воевода, бас
• Влас Дюжой, бас
• Настасья, жена его, меццо-сопрано
• Дочери его: Марья Власьевна, сопрано, Прасковья Власьевна, сопрано
• Степан Бастрюков, тенор
• Дубровин, беглый посадский
• Олена, жена его, меццо-сопрано
• Резвый, бас
• Шут, тенор
• Недвига, нянька, меццо-сопрано
• Новый Воевода, баритон
Первое действие
Вторая половина XVII века. Торговый приволжский город. Сад при доме богатого купца Дюжого. Младшая дочь купца Марья полюбила боярского сына, удалого Бастрюкова. Ей тесно и душно в отцовском тереме: про любовь Марья слышит только в сказках да в тоскливых песнях. Сильная, прямодушная, она не выносит неволи домостроевского быта и, верно, убежала бы со своим дружком, но боится вполне ему довериться. А мирно выйти за него замуж никак нельзя: грозный Воевода Шалыгин, жених ее старшей сестры, злобится на строптивый род Бастрюковых, а расчетливый Дюжой против воли Воеводы не пойдет. Роковой случай кладет конец колебаниям девушки. Невзначай попавшись на глаза Шалыгину, красавица-Марья понравилась ему. Не нужна, постыла Воеводе прежняя невеста, подавай ему Марью. Но для нее лучше смерть, чем такое замужество. Пробравшийся в сад Дюжого со своими слугами Бастрюков пытается выручить Марью. Неудачно — Воевода перехватывает свою новую невесту. Самому Бастрюкову удается уйти от врага. Марью же Воевода приказывает отвести в свой дом и накрепко там запереть.
Второе действие
Первая картина. Сени в доме Бастрюкова. Молодой хозяин приуныл — не мила ему жизнь после того, как он потерял Марью. Как одолеть Воеводу? Не одного Бастрюкова обидел Шалыгин. Весь город стонет от его самоуправства. Находится у Бастрюкова сильный союзник — атаман волжской вольницы — Роман Дубровин. Воевода разорил его дотла, отнял у него любимую жену Олену, и теперь, после двухлетнего отсутствия, Дубровин вернулся, чтобы расплатиться с обидчиком. Вдвоем с Бастрюковым они освободят своих подруг, пока Воевода будет на богомолье за городом.
Вторая картина. Томится и тоскует Марья под замком в тереме Воеводы. Не радуют ее песни и пляски прислужниц. Словно окаменев от горя, ждет Марья неминучей беды. Неожиданно через Олену доходит до нее таинственный наказ: сегодня ночью выйти в сад. Сторожа не помешают — их напоят допьяна, не помешает и Воевода — он далеко.
Третье действие
Непроглядная ночь. Двор и сад у терема Воеводы. Бастрюков и Дубровин тайно пробрались сюда и в мучительном нетерпении ожидают выхода Марьи и Олены. Наступает миг свиданья. Ревнивые опасения тревожат Дубровина. Но чиста перед ним Олена, не поддавшаяся ни насилию, ни соблазну. Счастливы и Марья с Бастрюковым. Внезапно появляется грозный Воевода, не во-время вернувшийся домой. Дубровин кидается на него с ножом, но тут же схвачен, обезоружен и связан подоспевшей челядью Воеводы. Связан и Бастрюков. Лютая казнь ждет Марью — Воевода защекочет ее досмерти, как когда-то защекотал изменившую жену. В последнее мгновенье Марья вырывается из рук своего мучителя и лицом к лицу сталкивается с ворвавшимися во двор стрельцами и посадскими людьми во главе с новым Воеводой. Шалыгин за самоуправство отрешен от воеводства. Спасены и Марья, и Олена, и удалой Бастрюков, и беззаветно смелый Дубровин.
Народ славит счастливый исход дела и свершившийся над Воеводой правый суд.
К сочинению своей первой оперы «Воевода» Чайковский приступил, не имея ни опыта работы в области театральной музыки, ни ясного представления о своих стремлениях и задачах в этом жанре. Самый выбор сюжета был результатом случайных внешних обстоятельств. Как свидетельствует биограф композитора, «чуть ли не с тех пор, как он посвятил себя музыке, — его мечтой было написать оперу на сюжет его самой любимой русской драмы: „Грозы“ Островского». Однако этой мечте не суждено было осуществиться. Переехав после окончания консерватории в Москву, Чайковский узнал от автора «Грозы», что на этот скажет уже написана опера композитором В. Н. Кашперовым. Как бы ни было горько разочарование, пришлось отказаться от долго и любовно вынашивавшегося замысла, единственным плодом которого осталась увертюра, написанная в 1864 году, в качестве классной ученической работы.
Островский предложил молодому композитору другую свою пьесу «Воевода, или Сон на Волге» из русской жизни XVII века, взявшись сам написать либретто. В сюжетном отношении эта пьеса не представляет большого интереса, главная ее прелесть в обилии ярких, колоритных народных сцен и необыкновенно сочном языке, насыщенном фольклорными элементами. Эта сторона могла привлечь и Чайковского, проявлявшего в те годы особенно живой и активный интерес к народному творчеству. Однако, взявшись за работу горячо и с увлечением, он довольно быстро охладел к ней и одно время даже хотел отказаться от окончания оперы. Мало интересовала она, по-видимому, и Островского, который, не сдержав своего обещания, написал только половину либретто, и завершать его пришлось самому композитору. Все эти обстоятельства не могли не сказаться отрицательно на окончательном результате. Драматургическая фабула оказалась банальной и малоинтересной, многие сцены излишне растянуты и слабо мотивированы, образы действующих лиц бледны и бесцветны. Музыка оперы, несмотря на ряд привлекательных моментов преимущественно лирического и народно-жанрового характера, в целом неровна, порой эклектична и не всегда находится в достаточном соответствии с задачами характеристики драматической ситуации.
Самым суровым критиком своего оперного первенца оказался сам композитор, уничтоживший партитуру «Воеводы» после нескольких его представлений на сцене Большого театра. Спустя десятилетие Чайковский, обогащенный уже значительным опытом работы в оперном жанре, писал: «„Воевода“, без всякого сомнения, очень плохая опера. Я беру при этом в соображение не только достоинство музыки, взятой отдельно, — но общую совокупность условий, соблюдение которых составляет большее или меньшее достоинство оперы. Во-первых, сюжет никуда не годен, т. е. лишен драматического интереса и движения; во-вторых, опера была написана слишком спешно и легкомысленно, вследствие чего формы вышли не оперные, не подходящие к условиям сцены...» (Отдельные части музыки «Воеводы» были впоследствии использованы Чайковским в произведениях разных жанров (опера «Опричник», балет «Лебединое озеро», торжественная увертюра «1812 год»). Партитура оперы восстановлена П. А. Ламмом и В. Я. Шебалиным по сохранившимся оркестровым голосам, партиям действующих лиц и некоторым другим материалам.).
Ю. Келдыш
Оперное творчество Чайковского →