Messe No. 6 (Es-dur), D. 950
Состав исполнителей: сопрано, альт, тенор, бас, хор, оркестр.
История создания
Шуберт является автором 6 месс, которые он писал как в ранний период (1814—1816), так и в 1820-е годы. Шестая месса сочинялась в июне 1828-го, менее чем за полгода до смерти. В это время появляются самые трагические сочинения Шуберта — вокальный цикл «Зимний путь», 6 песен на стихи Гейне, которые вскоре после смерти композитора были изданы вместе с другими в сборнике «Лебединая песня». Однако Шестая месса резко отличается от них по настроению: в ней царят свет, радость, торжествуют мажорные образы. Последняя месса перекликается с написанными в те же годы последними симфонией и квинтетом, двумя последними фортепианными сонатами. Ее исполнение состоялось 4 октября 1829 года в Вене, в церкви Святой Троицы.
Музыка
Шестая месса — масштабное сочинение со значительно более крупными формами, нежели в предшествующих мессах Шуберта, с широким использованием полифонических приемов развития, что традиционно присуще этому жанру. Однако и здесь достаточно много типично шубертовского, романтического. Показателен в этом отношении подход к тексту латинского богослужения: как и в песнях, композитор прибегает к многочисленным повторам.
Нередки сопоставления частей традиционных и романтических. Так, за первой, Kyrie eleison (Господи помилуй) с песенной мелодикой в трехчастной форме, следует Gloria (Слава) — величавая, с фугированным заключительным разделом. Сходен внутренний контраст и в масштабной 3-й части, Credo (Верую). Лирическому светлому терцету солистов, повествующему о вочеловечении Христа (Et incarnatus), противостоит зловещий хор в ритме траурного марша, рисующий распятие (Crucifixus), а для воскресения (Et resurrexit) композитор использует повторение начальной темы Credo. В лирической 5-й части, Benedictus (Благословен), тема то варьируется как в песне, то развивается канонически как в полифонических формах. А единственный мрачный, драматический эпизод — начало 6-й части, Agnus Dei (Агнец Божий) — прямо перекликается с музыкой барокко: угловатая тема фугато графически напоминает крест, что так характерно для Баха.
А. Кенигсберг