«Тихий Дон» — опера И. Дзержинского в 4 действиях (6 картинах), либретто Л. Дзержинского по первой и второй книгам одноименного романа М. Шолохова.
Премьеры первых постановок: Ленинград, Малый оперный театр, 22 октября 1935 г., под управлением С. Самосуда; Москва, Большой театр, 25 марта 1936 г., под управлением Н. Голованова; Москва, Музыкальный театр им. Немировича-Данченко, 31 мая 1936 г., под управлением Г. Столярова, художественный руководитель постановки В. Немирович-Данченко. Опера обошла большинство сцен Советского Союза. Премьера новой редакции: Ленинград, Малый оперный театр, 7 ноября 1947 г.
В основе произведения — события первой части романа; в пору окончания оперы последняя книга его еще не была написана, судьба Григория оставалась неизвестной. Композитору и либреттисту пришлось самим домысливать финал — он не только не совпал с завершением романа, но и оказался противоположным. У Шолохова Григорий попадает в лагерь белогвардейцев и после победы Красной Армии, совершенно опустошенный, всем чужой, возвращается в родную станицу. В опере он бесповоротно связывает свою жизнь с революцией.
В либретто судьбы героев упростились. В то же время благодаря тому, что авторы оперы и театр, помогавший композитору, сосредоточили внимание на главном и отказались от неосуществимого намерения вместить все события романа, действенная конструкция оказалась удачной. Основной конфликт — разрыв Григория Мелехова, выходца из богатой казачьей семьи, с его классом. Любовь к беднячке Аксинье — одна из причин этого разрыва. Григорий, ставший батраком и солдатом во время Первой мировой войны, проходит через все ее ужасы. В годы гражданской войны он оказывается на стороне большевиков; многое определяется личной драмой (вынужденный брак с нелюбимой Натальей, уход к Аксинье, разлука с ней, вызванная войной, «измена» Аксиньи), что углубляет и делает его образ более реалистичным.
В «Тихом Доне» — лучшей опере Дзержинского — ярко проявились и сильные и слабые стороны его таланта. Постижение народной песенности при отказе от цитатного использования фольклора, мелодическое дарование, острое чувство театральности, драматургической контрастности, умение схватить и метко выразить характерное получили здесь выражение. Песенность — самая сильная сторона произведения, в песне раскрываются и чувства отдельных героев, и чувства народа. Композитору удалось передать драматизм судьбы Григория и в особенности Аксиньи. Но в то же время удачи композитора ослабляются тем, что музыка лишена симфонического развития, а герои показаны в различных эмоциональных состояниях, но не во внутреннем движении. Недостаточно использовано богатство музыкальных форм, в частности автор полностью отказался от ансамблей.
Премьера «Тихого Дона» стала заметным событием в развитии советского музыкального театра. Постановки Малого оперного театра и Музыкального театра им. Немировича-Данченко ярко показали картину крушения старого и рождения нового уклада жизни. Особенно значителен спектакль, осуществленный под руководством Вл. Немировича-Данченко, он был отмечен жизненностью и психологической силой.
Впоследствии композитор написал оперу «Григорий Мелехов» (1967, также по роману М. Шолохова), где прослеживается дальнейшая судьба героя.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Пантелей Мелехов, тенор
• Ильинична, его жена, меццо-сопрано
• Их сыновья: Григорий, тенор, Петро, бас
• Даша, жена Петро, сопрано
• Лукинична Коршунова, сопрано
• Наталья, ее дочь, сопрано
• Митька, ее сын, бас
• Аксинья, меццо-сопрано
• Генерал Листницкий, бас
• Евгений, его сын, баритон
• Мишук, товарищ Григория, тенор
• Сашка, кучер Листницких, бас
• Сумасшедший солдат, тенор
• Есаул, баритон
• Гости, мужики, казаки, солдаты, дезертиры, пленные
Первое действие
Первая картина. Пантелей Мелехов женит своего младшего сына Григория на Наталье Коршуновой — дочери богатого казака. Свадебное гулянье в разгаре. Молодежь затевает песни и хороводы. Мать невесты похваляется богатым приданым дочери, ее красотой и статностью. Есть чему радоваться жениху! Но жених не весел: не по своей воле берет он в жены Наталью — по приказу отца. Все думы Григория — о любимой Аксинье. Петро предостерегает брата: Аксинья была в церкви, ее видели около дома. Как бы на свадьбу не пришла, не наскандалила.
Грустное раздумье Григория тревожит Наталью: о чем тоскует Григорий? О ком думает? Не об Аксинье ли? Появляется Аксинья. Ее грубо встречает старый Пантелей. Зачем она пришла? Пусть забудет о Гришке и пусть не смеет появляться на дворе у Мелеховых. Замужние казачки стыдят Аксинью, грозят свести ее к атаману. Но Аксинья не боится угроз. Ни от кого не скрывает она, что любит Григория! — Не спасти вам Гришку от меня, — бросает она гостям, — владала им и буду владать! Аксинью заставляют уйти. Ее последние слова обращены к Грише: она не верит, чтоб он не вернулся. Он придет, придет!
Вторая картина. Дни и ночи ждет Аксинья Григория: тоскует, томится и твердо верит, что он придет. Вот мимо ее домас песней проходят молодые казаки, но среди них Григория нет. Улица опустела, стало тихо. Появляется Григорий. Не ладится у него семейная жизнь, не может он позабыть Аксинью. Григорий подходит к ее двору, окликает. Аксинья бросается к любимому — пришел! Наконец, они снова вместе! Григорий и Аксинья решают, что лучше все кинуть, уйти с хутора, чем снова разлучиться друг с другом.
Наталья уже убедилась в том, что ей не вытеснить Аксиньи из сердца Григория. Жить дольше нелюбимой, постылой — нет сил. Она сообщает Пантелею о своем решении оставить мужа и вернуться к родителям. Пантелей грозит прогнать Григория из дому, если тот не будет по-хорошему жить с Натальей. Но Григорий, возвратившись от Аксиньи, возражает отцу: не я женился — вы меня женили! Разгорается ссора, она заканчивается тем, что Пантелей проклинает непокорного сына. Григорий и Аксинья уходят с хутора.
Второе действие
Первая картина. К мельнице для помола зерна съезжаются казаки и крестьяне с ближних хуторов. Внезапно внимание собравшихся привлекает появление Григория и Аксиньи. Григорий видит в толпе отца, хочет подойти к нему, но Пантелей прогоняет его: — Иди прочь, батрак!
Митька Коршунов, брат покинутой Григорием Натальи, оскорбляет Аксинью: что девицам и замужним запрещается, то ей, гулящей, разрешено — пусть она его разок поцелует. Григорий отталкивает Митьку. Начинается драка. Ее останавливает появление казачьего генерала Листницкого. Генерал объявляет о том, что началась война. Оглашается царский манифест.
Вторая картина. Аксинья работает в услужении в доме генерала Листницкого. Григорий на фронте. В «людской» идут разговоры о войне. Аксинью расспрашивают — нет ли вестей от Григория. Вестей нет уже целый год. Григорий не видел еще маленькую дочку, не знает, что Таня вся в отца. Сейчас Таня больна, мечется в сильном жару, и Аксинья боится, что ребенок не выдержит, умрет. Входит сын Листницкого Евгений — казачий офицер. Ему нравится Аксинья, но она с ним сурова. Евгений уходит. Аксинья склоняется к ребенку: доченька горит в огне. — Господи, не отнимай, смилуйся, пожалей, — молит Аксинья. Появляется Наталья. Горе Аксиньи не трогает ее. — Зачем отбила Гришу? — спрашивает Наталья. — Мой он, мой, — перебивает ее Аксинья, — ты знала, что жил он со мной, зачем шла замуж?.. Наталья протягивает Аксинье письмо: извещение о смерти Григория и удаляется. Аксинья, припав к ребенку, ощущает холодеющее тельце. В людскую неслышно прокрадывается Евгений Листницкий.
Третье действие
Фронт. Казачья часть расположилась на привал. Петро Мелехов узнает в проходящем мимо казаке брата: — Григорий, жив!? Братья обнялись. Григорий сообщает, что возвращается из тылового госпиталя, рассказывает о делах в столице: народ не хочет войны, ходят слухи, что царя свергли. Митька Коршунов, прерывая Григория, сообщает ему, что офицер Листницкий «голубит» Аксинью. Григорий бросается на Митьку. Входит офицер. Митька докладывает ему, что Григорий Мелехов сбивает казаков на бунт. Офицер приказывает арестовать Григория, но группа солдат во главе с товарищем Григория — Мишуком отстраняет офицера. Мишук обращается к казакам с сообщением: царя свергли! Конец войне!
Четвертое действие
Возвратившийся с фронта Григорий подходит к усадьбе генерала Листницкого, от старика-кучера Сашки узнает он о смерти дочери, о том, что Аксинья сошлась с молодым Листницким. Григорий потрясен услышанным: забавляется барин с женой солдата — так вот из-за кого нас кинули на смерть.
Аксинья подтверждает Григорию рассказанное кучером Сашкой. — Дочь я потеряла... Сказали, что ты убит... Суди, как хочешь. Силой взял, — потом привыкла... Не Аксинью собирается судить Григорий. Встретившись с Евгением Листницким, Григорий убивает его и вступает в отряд революционной армии, идущий на Царицын. Во главе отряда Мишук. Впереди — борьба. Борьба «за землю, за волю, за лучшую долю», за новую жизнь!
История создания
Работа над оперой «Тихий Дон» продолжалась три года. Опера создавалась в тесном контакте с коллективом театра под наблюдением и руководством дирижера С. А. Самосуда. Деятельная поддержка театра, а также творческая помощь Д. Д. Шостаковича помогли молодому композитору воплотить в жизнь свои замыслы. Первая постановка состоялась 22 октября 1935 года в ленинградском Малом оперном театре.
Успеху оперы во многом способствовала широчайшая популярность ее литературного первоисточника — замечательного романа М. А. Шолохова, в котором с большой художественной силой изображены судьбы донского казачества в годы империалистической и гражданской войн.
В основу либретто положены свободно переработанные эпизоды первой и второй книг романа Шолохова (1925—1929). Сюжет оперы во многом отличается от литературного первоисточника. Изменения коснулись главным образом образа Аксиньи, которая показана в опере не как «чужая жена», а как одинокая женщина, страстно чувствующая, глубоко переживающая свою личную драму.
Более простым и прямолинейным стало построение сюжета. Сложный, психологически трудный путь Григория Мелехова намечен в либретто эскизно, в ряде отдельных эпизодов. Иначе мотивировано его столкновение с паном Листницким, Испытавший ужасы войны, Григорий убивает его не только как соперника, но и как классового врага. Большое внимание композитор уделил массовым сценам, выразительно рисующим картины быта, передающим дыхание величественных событий изображаемой эпохи.
Музыка
«Тихий Дон» — первая художественно ценная советская опера на революционную тему. Острое чувство современности, творческое отношение к народной песенности, опора на классические традиции русского оперного искусства (в особенности Мусоргского) определили сильные стороны этого произведения.
Первая картина — колоритная бытовая сцена, на фоне которой возникает ряд драматических эпизодов. Хор «Ох, матушка, тошно мне», написанный в характере свадебной песни передает настроение разгульного, бесшабашного веселья. Диалог Григория и Натальи «Гришенька, никак опять тоскуешь?» и их дуэт «С тобою ль мне тосковать о прошлом?» проникнуты лирически-мечтательным настроением. Появление Аксиньи вносит в музыку драматизм. Уверенностью и чувством собственного достоинства исполнено ее краткое ариозо «Не трожь, старик!» Резко и грубо звучит обращение Митьки «Сестру срамить своим позором пришла». В словах Аксиньи, обращенных к Григорию: «Обидел, Гриша», слышится скорбный упрек.
Вступление ко второй картине основано на печальной мелодии песни Аксиньи «Долинушка ты, долинушка». Ярким контрастом к этой музыке звучит веселая, задорная песня Мишука «Во донецких во лесах». В монологе Григория «Я не придумаю, не пригадаю» музыка приобретает все более взволнованный, страстный характер. Лирическая песня Натальи «Кабы на цветы не морозы» близка народным протяжным напевам. В сцене столкновения Григория с родными саркастическим репликам Пантелея Мелехова противостоит твердая решимость, звучащая в речах Григория. Песня Григория и Аксиньи «Нам ли плакать, горевать» проникнута бодрым настроением.
В третьей картине (второй акт) преобладают массовые сцены. Хор «День пригожий, день веселый» передает оживление шумной толпы народа, ощущение стихийной силы и душевного здоровья. Печально звучит протяжная песня мужиков «На чужой земле взгоревались». Заключительный хор «Ой, беда, напасть какая» по характеру своему сродни народным причетам.
Четвертая картина открывается скорбным оркестровым вступлением. В оживленном рассказе Сашки «Бежал из крепости злодей» музыка изобилует остроумными, красочными деталями. Лукавой вкрадчивостью отмечен нарочито банальный романс Евгения Листницкого «Зачем печалиться напрасно?». Ариозо Аксиньи «Поскорей бы Григорий» исполнено чувства мучительной тревоги и душевного смятения.
Пятая картина (третий акт) динамична, полна движения и музыкальных контрастов. Печаль и тоска звучит в песне Мишки «Ой, да разродимая сторонка». Поэтичен задумчиво-величавый хор «Ой, и горд наш Тихий Дон». Песня Мишука и Григория «Не австриец наш враг», выдержанная в энергичном маршевом движении, проникнутая призывным волевым пафосом, напоминает боевые песни революции и гражданской войны.
Вступление к шестой картине (четвертый акт) распадается на две части. В первой развивается мелодия Аксиньи, во второй драматически-напряженная музыка рисует картину народного восстания. На фоне ритмов бешеной скачки звучат мужественные революционные мелодии. Зловещ монолог старого Листницкого «Грозные тучи нависли над Доном». Краткое ариозо Григория «К чужой жене, без крова, без угла» проникнуто страданием и душевной болью. Оперу завершает боевая походная песня «От края и до края», от которой веет несокрушимой верой в победу народа.
М. Друскин