«Закат» (ит. Il tramonto) — вокальная поэма для меццо-сопрано и струнного квартета (или струнного оркестра) на стихи П. Б. Шелли итальянского композитора Отторино Респиги (1914).
Творчество Перси Биши Шелли справедливо относят к самым значительным явлениям английской литературы эпохи романтизма. В его стихах сочетаются идеи справедливости и восхищение красотой мира, мечтательность и рационализм. Константин Дмитриевич Бальмонт сравнивал Шелли с Ботичелли и художниками-прерафаэлитами, восхищаясь той «легкостью и воздушностью кисти», с которой поэт описывает природу и человека: «Его поэзия нежна, как музыка Шумана… Так же, как Шуман и Вагнер, он волнует душу своей таинственной нежностью».
Красота поэзии Шелли покоряла и современников поэта, и людей Новейшего времени. Не устоял перед ее очарованием и итальянский композитор Отторино Респиги. Он положил на музыку три стихотворения поэта. Все три произведения были написаны в первой половине 1910-х гг. и предназначались для одного и того же состава: меццо-сопрано и струнный квартет (или струнный оркестр) – именно такой состав исполнителей мог в полной мере отразить дух поэзии Шелли: теплота и затаенная страстность меццо-сопрано, мягкость и нежность тембровых «красок» струнных. Первая вокальная поэма на стихи Перси Биши Шелли – «Аретуза» – была написана в 1911 г., в 1914 г. рождается второе сочинение – «Закат», а в 1915 г – «Недотрога» («La Sensitiva»).
Стихотворение Шелли «Закат» – это не просто картина природы, его философский смысл сложен и глубок, человеческая жизнь предстает в единстве с законами жизни Вселенной. Сюжет произведения печален и прост: влюбленный, восхищенный красотой заката, признает, что «никогда еще не видел солнца» и призывает возлюбленную прийти утром, чтобы посмотреть на него вместе, но утром – после ночи, когда «они в любви и сне блаженном смешались» – она обнаруживает возлюбленного мертвым. Поэт размышляет о любви и смерти – о том, что несут они человеку.
Инструментальное вступление, открывающее «Закат» Респиги, звучит восторженным гимном солнцу и жизни. Страстная мелодия, отмеченная ритмической свободой, захватывает обширный диапазон, постепенно уходя в низкий регистр. На фоне его таинственного звучания начинается спокойный, лирически-повествовательный монолог меццо-сопрано. В нем появляется волнение, когда поэтический текст переходит к повествованию о любви: ускоряется темп, уплотняется фактура, насыщаясь новыми мелодическими линиями, а возникновение ритмической фигурации придает ей ощущение движения, устремленного вперед, диапазон вокальной мелодии расширяется. Но вновь активное движение уступает место лирической созерцательности, которая связывается с образами природы. Вокальная партия переплетается чувственными и возвышенными мелодиями, которыми насыщена фактура, их причудливые изгибы оттеняют благородную сдержанность партии меццо-сопрано, в которой присутствует оттенок декламационности. Мелодии развертываются свободно, не скованные рамками квадратной структуры.
Акцентированные аккорды струнных с диссонирующими созвучиями и страстные возгласы меццо-сопрано отмечают трагический момент поэмы (смерть влюбленного). Акценты сменяются хоральной фактурой, сопровождающей «застывшие» фразы солистки. Но это ощущение «смертного холода» длится недолго. Созвучия смягчаются («Она не умерла… но жила так год за годом»). Фактура становится более светлой, ее нижние голоса движутся параллельно вокальной партии. Завершается поэма последним умиротворенным призывом к тому миру, который обретает человек в смерти, и просветленным соло скрипки. Ощущение светлого покоя подчеркивается мажорным завершением.
«Закат» Отторино Респиги – лаконичное, но исполненное глубоко смысла произведение, в котором передана целая гамма чувств и достигнута идеальная гармония музыки и поэтического текста.