Макс Регер. Сонаты для органа

Композитор
Жанр
Страна
Германия
Макс Регер

Глубоко почитая Иоганна Себастьяна Баха, Макс Регер не мог пройти мимо любимого инструмента великого немецкого композитора. В отличие от своего кумира, он не был выдающимся исполнителем-органистом: в юности не имел возможности заниматься на хорошем органе, а впоследствии был слишком занят, чтобы совершенствовать свое искусство, о чем очень жалел. По этой причине Регер крайне редко выступал публично в качестве органиста, и чаще импровизировал, чем исполнял какие-либо произведения, свои или других композиторов.

Органные произведения составляют значительную часть творческого наследия Регера – по количеству с ними сопоставимы лишь его камерно-инструментальные сочинения. Он был одним из немногих композиторов того времени, кто уделил органу столько внимания (с этой точки зрения сопоставить с ним можно только Сезара Франка), тем не менее достичь признания в качестве органного композитора было нелегко, что объяснялось историческими условиями.

Время, когда жил и творил Макс Регер, хронологически совпало с так называемым «органным движением». Приверженцы этого направления утверждали, что творения Иоганна Себастьяна Баха и его современников, а также композиторов более раннего периода нельзя исполнять на органах XIX века. Их идеалом были органы баховской эпохи – и соответствия такому идеалу музыканты искали и в современности, требуя реформы органостроения. Приверженцы органного движения отвергали не только сами инструменты эпохи романтизма, но и музыку, созданную в расчете на их возможности, усматривая в ней признаки «упадка вкусов», сами же они создавали органную музыку в стиле «необарокко».

Регер к «органному движению» не примкнул. Он не отвергал технических новшеств, положительно оценивал инструменты романтической эпохи, и сочинения его ориентированы именно на романтический орган с его красочным и мощным звучанием, напоминающим симфонический оркестр того времени. По этой причине его музыка отвергалась приверженцами «органного движения» – так же, как и органные сочинения Ференца Листа и Сезара Франка. Тем не менее некоторые современные исполнители полагают, что сочинения Регера лучше звучат на инструментах, подобных органам эпохи барокко. Другие же исполнители считают подобную интерпретацию «бескровной» и предпочитают исполнять Регера на романтических органах. Подобные разногласия существуют и применительно к органным миниатюрам Регера, и относительно крупных сочинений, к которым принадлежат, в частности, две сонаты.

Органные сонаты Макса Регера написаны на рубеже веков. Композитор утверждал, что определение «соната» к обоим произведением применено с большой долей условности – ведь сонатная форма в них не используется.

Соната для органа № 1 фа-диез минор написана в 1899 г. Она относится к периоду, когда были созданы многие органные сочинения Регера. Соната представляет собой трехчастный цикл, построение которого не соответствует классической схеме: первая часть – Фантазия, вторая – Интермеццо, третья – Пассакалья. По протяженности эти части отличаются друга от друга – до такой степени, что первые две из них могут производить впечатление некоторой незавершенности.

Фантазия играет роль экспозиции темы, которая в дальнейшем будет пронизывать всю сонату. Тема эта в первой части возникает не сразу, но после появления очень быстро развивается. Переход от вступления к теме отмечен сменой фактуры с аккордовой на полифоническую. В небольшом фугато тема проводится четыре раза. Последующее бурное развитие с постепенным уплотнением фактуры приводит к мощной кульминации.

Вторая часть – Интермеццо – слагается из трех разделов, которые в нотах обозначены тонкой двойной линией. Она исполнена спокойствия, мечтаний о чем-то прекрасном и возвышенном, такой образ воплощается в прекрасной лирической теме, но в среднем разделе появляется основная тема сонаты, представленная в Фантазии – словно «возвращая к реальности». Здесь она мощно – в нюансе f – звучит в до миноре.

Третья часть – Пассакалья – наиболее обширна. Форма пассакальи – род полифонических вариаций – по своей природе монотематична, и в качестве темы выступает все та же мелодия, впервые появившаяся в Фантазии и вернувшаяся в среднем разделе Интермеццо.

В техническом отношении Первая органная соната весьма сложна, ее исполнение практически невозможно без участия помощника – органист физически не успевает переключать регистры (впрочем, конструкция большинства немецких органов XIX столетия, в отличие от французских, участие помощника предполагала, и Регер это учитывал).

Соната для органа № 2 ре минор, созданная в 1901 г., тоже состоит из трех частей. Она отличается от своей предшественницы большей уравновешенностью формы. Каждая из ее частей цельна и самодостаточна – до такой степени, что теоретически допускает отдельное исполнение, вне цикла. Первая часть определена автором как Импровизация. В лирической второй части – Invocation – использована тема хорала. Третья часть – Интродукция и фуга – привлекает своей страстностью и активностью.

Из двух органных сонат Макса Регера чаще исполняется Вторая, но и Первая тоже стала неотъемлемой частью классического органного репертуара.

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Фортепианный квинтет No. 2 Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Орган 12.01.2011 в 12:33

рекомендуем

смотрите также

Реклама