Болгарский балет

«Мадарский всадник». Софийская народная опера. Балетмейстер И. Немечек

Болгарский балет

Культура народного танца Болгарии складывалась издавна. Нар. танцы связаны с языческими культами и обрядами, с действиями трудового характера (игра виноградарей). Они дают неисчерпаемый материал для хореографов-фольклористов. Развитие болг. танц. искусства было задержано многовековым османским игом. После освобождения Болгарии (1878) к 1900 в столичных и провинциальных гимназиях, а также в спортивных клубах, в обществе «Юнак» создаются самодеятельные танц. группы. Преподаватели гимнастики, хореографы-фольклористы А. Димитров, Р. Колева и П. Радоев делают первые попытки создания болг. балетных спектаклей.

В 1908 в Софии возникает «Болгарское оперное товарищество» — первая оперная труппа (с 1921 — Софийская нар. опера). Функции балетмейстеров выполняли Колева (1908–09), Димитров (1910–11), Радоев (1913–27). Наиболее значительной и разнообразной была деятельность Радоева. Он основал в 1914 детскую балетную школу (существовала до 1927), где обучались первые артисты Софийской нар. оперы, ставил танцы в разл. драматич. и оперных постановках, работал как журналист, популяризируя танц. искусство, в 1928 пытался основать журнал «Танец».

Большое влияние на развитие профессионального болг. балета оказали гастроли артистов рус. балета. В столице и провинции выступали с концертами М. Юрьева и Е. Ю. Андерсон (1920), В. В. Кригер и труппа под рук. Б. Князева (1921), Т. П. Карсавина (1922). Ряд болг. балетных деятелей завершали образование в рус. балетных школах в Берлине и Париже (А. Петров, Н. Раковская, Л. Берон, Ж. Бисеров, Ф. Мустакова, затем B. Вербева, В. Николова и др.).

После фашистского переворота правящие круги Болгарии, связывая свои интересы главным образом с Германией, пытались изолировать болг. народ от сов. и рус. культуры. Возросло влияние нем. искусства, популяризировался нем. ритмопластич. танец. Под влиянием гастролей трупп Визенталь (1927), Г. Боденвизер (1929 и 1935), чеш. труппы под рук. М. Майеровой (1928), концертов австр. балерины В. Кратина и учившихся в Германии болг. танцовщиц С. Георгиевой, М. Димовой и Л. Вылковой обществ. интерес к классич. танц. искусству упал, его эстетика была объявлена устаревшей.

В 1927 началась деятельность в Софийской нар. опере танцовщика, педагога и балетмейстера А. Петрова. В 1927 Петров открыл балетную школу, в которой учились будущие солисты нар. оперы: Н. Кираджиева, Л. Берон, Л. Колчакова, П. Енчева, Е. Кирова, А. Гаврилов, П. Стоницев, Н. Изов, Е. Воронова, С. Ароэ (С. Арова). Спектакль «Коппелия», созданный под его руководством (1928), принято считать началом проф. болг. балета. В 1937 Петров пост. первый нац. балет «Змей и Яна» Х. и З. Маноловых на сюжет нар. преданий и легенд. Балетмейстер использовал танц. фольклор, обновляя на классич. основе его выразит. возможности. В 1936–38 в Софийской нар. опере работал танцовщик и балетм. М. Фроман, чьи пост. «Шехеразада», «Половецкие пляски» (1936) и особенно «Спящая красавица» (1938) способствовали утверждению классич. балетного репертуара. В 1939 Петров пост. «Раймонду», в 1941 одноактные балеты — «Поэт-принц» на муз. Шопена, «Тамара» на муз. Балакирева и «Фея кукол».

После освобождения Болгарии и установления нар.-демократич. строя (1944) условия развития балетного искусства в корне изменились. Нар. правительство открыло новые оперно-балетные театры — в Стара-Загоре (1946), Варне (1947), Русе (1949) и Пловдиве (1953). В 1951 открылось Гос. хореографич. училище. Одновременно укреплялись творч. связи с педагогами и балетмейстерами Сов. Союза, сов. мастера стали работать в Болгарии как педагоги и постановщики, болг. артисты учились в Моск. и Ленингр. хореографич. училищах.

В 1945 в Софийской нар. опере Н. А. Анисимова пост. «Бахчисарайский фонтан». В 1949–53 там работал сов. балетм. Н. С. Холфин, пост. спектакли: «Соперницы» на муз. Гертеля (1949), «Доктор Айболит», «Шехеразада» и «Красный мак» (все — 1951); «Гайдуцкая песня» Райчева (1953). Ф. И. Балабина пост. «Спящую красавицу» (1959), в которой участвовали крупнейшие болг. артисты. В 50-60-х гг. Петров пост. балеты: «Жизель» (1947, 1960), «Лебединое озеро» (1956), «Эсмеральда» (1958) и нац. балет «Орфей и Родопа» Цветанова (1960). Балетм. Н. Кираджиева пост. «Лауренсию», «Мирандолину», «Бахчисарайский фонтан».

В 60-х гг. формируется новое поколение балетмейстеров, которые создавали балеты на симфонич. муз., а также ставили балеты на муз. совр. композиторов. В Софийской нар. опере были пост.: «Дафнис и Хлоя» и «Петрушка» (1964, балетм. Б. Ковачев), «Аполлон Мусагет» и «Агон»; «Классическая симфония» и «Скифская сюита» на муз. Прокофьева (1969, балетм. П. Луканов), «Ромео и Джульетта» (1963, балетм. Г. и С. Йордановы; 1971, О. М. Виноградов), «Легенда о любви» (1971, балетм. Луканов) и др. Созданы болг. балеты: «Легенда об озере» Владигерова (1962, балетм. Анисимова; возобн., 1973), «Мадарский всадник» Сагаева (1965, балетм. И. Немечек), «Папесса Иоанна» Стоянова (1969, балетм. В. Борковский), «Дочери Калояна» Големинова (1973, балетм. П. Луканов) и др. Ряд пост. осуществили зарубежные балетм.: Д. Харангозо — «Деревянный принц» (1961); Ю. Н. Григорович — «Каменный цветок» (1965); Л. М. Лавровский — «Жизель» (1967); О. Дановский — «Лебединое озеро» (1967), и др.

Созданные после 1944 балетные труппы в др. городах страны развивались самостоятельно. Балетная труппа Варненского оперного театра ставила классику — «Коппелию» (1959, балетм. А. Петров), «Шопениану» (1963), «Жизель» (1965), «Корсара» (1968), «Щелкунчика» (1969), «Раймонду» (1971), а также совр. балеты (балетм. Г. и С. Йордановы) — «Тропою грома» (1961), «Серебряные туфельки» Хаджиева (1962).

Репертуар оперного театра в Русе составляли не только классич. произв. [«Жизель» (1968), «Лебединое озеро» (1961) и «Щелкунчик» (1962) в пост. А. Манолова], но и совр. Балеты — «Чудесный мандарин» (1965, балетм. П. Луканов), «Блудный сын» (1966, балетм. тот же), «Золушка» (1967, балетм. М. Арнаудова), «Бахчисарайский фонтан» (1969, балетм. А. Гаврилов), «Ярмарка в Софии» Леви (1973, балетм. Б. Ковачев) и др.

В Пловдивской опере были пост. «Бахчисарайский фонтан» (1962), «Дафнис и Хлоя» (1963), «Жар-птица» (1964); «Серебряные туфельки» Хаджиева (1970) и «Ярмарка в Софии» (1969) — все балетм. Б. Ковачев; «Медея» Туника (1972, балетм. Ф. Бакалов) и др.

Балетный коллектив Стара-Загорского оперного театра показал «Коппелию» (1951, балетм. А. Воробьёва; 1971, балетм. Д. Ценов), «Щелкунчика» (1969 и 1974, балетм. Н. Николов), «Шопениану» (1970, балетм. Д. Ценов), а также болг. балеты — «Кирджали» (балетм. М. Димова) и «Нестинарку» Големинова (балетм. Т. Стойчева и Н. Кираджиева), оба — 1967; «Бахчисарайский фонтан» (1972); «Сотворение мира» Петрова (1974) — оба балетм. А. Арнаудова, и др. Крупнейшие болг. артисты балета: М. и З. Халачевы, Е. Илиева (Варна), Д. Врубель, Н. Руменин (Русе), М. Стефанова (Пловдив), С. Дескова (Стара-Загора) и др.

В. М. Консулова
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Болгарская музыка

реклама

вам может быть интересно

Gargouillade, гаргуйад Балет и танец
Сопранисты Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Додекафония Термины и понятия
Пластика Балет и танец
Размер музыкальный Теория музыки
Музыкальность Термины и понятия
Соединенных Штатов Америки музыка Национальные культуры
Сарсуэла Термины и понятия
Литавра Музыкальные инструменты
Тапёр Термины и понятия
Фанфара Термины и понятия

Реклама