Adagio, адажио

Категории словаря

Adagio (адажио, правильнее ададжо, итал., букв. — тихо, спокойно, медленно) —

1) Термин, первоначально означавший (согласно Й. Й. Кванцу, 1752) «с нежностью». Как и др. подобные обозначения, проставлялся в начале музыкального произведения для указания господствующего в нём аффекта, настроения (см. Аффектов теория). С термином «Adagio» связывалось также представление об определённом темпе. В 17 в. в Италии его применяли и для обозначения замедления первоначального темпа. В 19 в. термин «Adagio» постепенно утрачивает прежнее значение и становится в первую очередь обозначением темпа — более медленного, чем andante, но несколько более подвижного, чем largo, lento и grave. Нередко применяется в соединении с дополняющими словами, напр. Adagio assai, Adagio cantabile и т. п.

2) Название произведения или части циклической формы, написанной в характере Adagio. У венских классиков и у романтиков Adagio служило для выражения лирических переживаний, сосредоточенных состояний, размышлений. В классических Adagio встречаются речитативы импровизационного характера и свободно варьированные мелодии типа колоратур. Иногда в характере Adagio пишутся вступления классических симфоний (напр., симфоний D-dur, № 104 Гайдна, Es-dur, № 39 Моцарта, №№ 1, 2, 4 Бетховена и др.). Типичные примеры Adagio — медленные части симфоний Бетховена (№№ 4, 9), его фортепианных сонат (№№ 5, 11, 16, 29), 3-й симфонии Мендельсона, 2-й симфонии Шумана, квартета Барбера.

3) Медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете. По значению и месту в балетном спектакле соответствует арии или дуэту в опере. Нередко входит в более развёрнутую танцевальную форму — гран па, па д’аксьон, па-де-дё, па-де-труа и др.

4) Часть урока классического танца, включающая медленные упражнения, служащие главным образом для приобретения устойчивости.

Л. M. Гинзбург
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Adagio (адажио, итал. — медленно, спокойно)

1) Обозначение медленного темпа.

2) Танц. композиция чаще лирич. характера. Широко вводится в балетные спектакли (дуэт с использованием поддержек) и в хореографич. миниатюры.

3) Основная часть сложных классических танцевальных форм (pas de deux, grand pas, pas d’action и др.), исполняемая в медленном темпе.

4) Комплекс движений в exercice, основанный на различных формах releves и developpes. Исполняется у палки и на середине зала. Вырабатывает устойчивость, умение гармонично сочетать движения ног, рук, корпуса. Композиция Adagio может быть и простой, и сложной. Развёрнутое Adagio на середине зала допускает включение всех pas классич. танца — от port de bras до прыжков и вращений.

Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Комическая опера Термины и понятия
Мордент Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Металлофоны Музыкальные инструменты
Немецкий балет Балет и танец
Рок-музыка Термины и понятия
Сюжет в балете Балет и танец
Скрипка Музыкальные инструменты
Ханенде Национальные культуры
Вокальная музыка Музыкальные жанры
Тампет Балет и танец
Исторические концерты Термины и понятия

Реклама