Диатоника

Категории словаря

Диатоника (от греч. dia — через, вдоль и tonos — тон (целый тон), букв. — идущая по тонам) — семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др.-греч. диатонич. тетрахорде: е1 — d1 — с1 — h (два целых тона и полутон), в отличие от последовательности интервалов хроматич. тетрахорда е1 — des1 — с 1 — h (целых тонов нет). Диатонич. являются те интервалы и аккорды, к-рые могут быть получены в пределах цепи шести квинт (пример приводится в тональности C-dur):

(иногда тритон как вариант чистой кварты или чистой квинты принимается не за диатонич., а за хроматич. интервал).

Между количеством интервалов одного и того же вида и числом образующих этот интервал квинтовых шагов (Q) в чистой Д. существует строгая зависимость. Число, показывающее, сколько раз данный интервал встречается в системе, равно разности между общим количеством звуков системы и числом квинтовых шагов:

ч. прима, ч. октава (0Q) встречается 7 раз (7-0),
ч. квинта, ч. кварта (1Q) встречается 6 раз (7-1),
б. секунда, м. септима (2Q) встречается 5 раз (7-2),
б. секста, м. терция (3Q) встречается 4 раза (7-3),
б. терция, м. секста (4Q) встречается 3 раза (7-4),
б. септима, м. секунда (5Q) встречается 2 раза (7-5),
тритон (6Q) встречается 1 раз (7-6).

Интервалы считаются диатоническими и в тех случаях, когда они образуются хроматически изменёнными ступенями (напр., as-b — диатонич. целый тон, как вне контекста, так и в тональности, напр. в C-dur). То же касается и аккордов (напр., ges-b-des в C-dur — диатонич. аккорд на недиатонич. ступени). Поэтому Г. Л. Катуар различает аккорд хроматич. по существу (например, d-fis-as-c) и хроматич. по положению (например, des-f-as в C-dur). Диатоничны многие древнегреческие лады, а также средневековые лады и др. натуральные лады, включая широко распространённые ныне ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор):

В более широком смысле к области Д. относят также т. н. условно-диатонические лады, переменно-диатонические лады, системы и звукоряды (см. Лад). В нек-рые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увелич. секунда.

Ангемитонная пентатоника (по терминологии Катуара, «протодиатоника») и ср.-век. гексахорды могут трактоваться как неполные диатонич. системы.

Иногда диатоническими называют 12-звуковые (12-ступенные) системы, каждая ступень в к-рых трактуется как самостоятельная. При этом в понятие Д. вкладывается другой смысл: Д. как совокупность осн. ступеней (А. С. Оголевец, M. M. Скорик).

В др.-греч. музыке Д. была одним из трёх ладовых наклонений («родов») наряду с хроматикой, использовавшей две малые секунды подряд, а также увелич. секунду, и энгармоникой, специфику к-рой составляли интервалы меньше полутона. В этом греч. музыка сходна с др. древними одноголосными культурами, в особенности Ближнего Востока и Средиземноморья.

Многообразные формы Д. составляют основу зап.-европ. и русского нар.-песенного иск-ва, а также проф. европ. музыки (григорианский хорал), в особенности после утверждения многоголосия в качестве преобладающего типа муз. изложения. Гармонич. объединение голосов осуществляется в первую очередь с помощью связующего действия простейших консонансов — квинты и кварты, а кварто-квинтовая координация голосов способствует проявлению диатонич. отношений.

Распространённая со времени Гвидо д’Ареццо система гексахордов (см. Сольмизация) фиксировала в рамках общей диатонич. системы ладовую переменность (в особенности в сменах

image

-mоllе и

image

-durum, то есть b и h). Аналогичная ладовая переменность свойственна и рус. церк. музыке (h внизу и b вверху, см. «обиходный звукоряд» в примере выше). С этим связана практика нотации голосов с разл. ключевыми знаками, напр. без знаков в верхнем голосе и с одним бемолем в нижнем.

Г. де Mашо. Баллада 1. Ci comencent les balades ou il ha chant, такты 1–3.

С установлением господства «гармонич. тональности» — мажора и минора (с 17 в.) получает широкое развитие новый вид Д., опирающийся на функц. систему трёх главных трезвучий — тоники, доминанты и субдоминанты, связанных между собой сильнейшим квинтовым родством. Предельная централизация лада на основе функц. гармонии приводит к образованию новых аккордово-гармонич. связей тонов лада (напр., в C-dur тон d связан с примой тоники через осн. тон доминанты g, тон е — принадлежностью к тонич. трезвучию, f — как осн. тон субдоминанты и т. д.), что реализуется в последованиях аккордов (теоретически обосновано Ж. Ф. Рамо). Недиатонич. элементы, хроматика образуются на базе Д. как мелодически, так и аккордово-гармонически путём альтерации, смешения разнородных диатонич. элементов в последовании и в одновременности (полидиатоника).

В 19 — нач. 20 вв., с одной стороны, возрождается старинная Д. и широко вводится Д. нар. склада и близкая к ней (у Ф. Шопена, Ф. Листа, Э. Грига, К. Дебюсси, в особенности у рус. композиторов — М. И. Глинки, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и др.).

С др. стороны, осуществляется переход к хроматике как основе высотной структуры. Начало этому процессу положил «Тристан» Р. Вагнера. Полностью перешли к хроматике мн. композиторы 20 в., в особенности представители новой венской школы.

А. К. Лядов. Восемь русских народных песен. III. Протяжная.

В музыке 20 в. используются разнообразные виды Д.: Д. нар. склада, близкая к классич. мажору и минору; Д. в разл. модификациях, полиладовых, полидиатонич. сочетаниях (И. Ф. Стравинский, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Б. Барток). Часто Д. остаётся лишь в качестве основы, более или менее завуалированной (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит), либо фигурирует как составной элемент недиатонич. структуры (скобками отмечены поля диатоники):

С. С. Прoкoфьев. «Обручение в монастыре» («Дуэнья»). 2-я картина, окончание.

Литература: Серов А. Н., Русская народная песня как предмет науки, «Музыкальный сезон», 1869/70, No 18, 1870/71, NoNo 6 и 13; Петр В. И., О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, К., 1901; Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Tюлин Ю. Н., Учение о гармонии, ч. 1, Л., 1937, 1966; его же, Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Оголевец А. С., Основы гармонического языка, М.-Л., 1941; Кастальский А. Д., Основы народного многоголосия, М.-Л., 1948; Способин И. В., Элементарная теория музыки, М., 1951, 1958; Кушнарёв X. С., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Берков В. О., Гармония, ч. 1, М., 1962; 1970; Скорик М. М., Прокофьев и Шёнберг, «СМ», 1962, No 1; Карклинь Л. A., Обобщать практический опыт, «СМ», 1965, No 7; Сохoр A. H., О природе и выразительных возможностях диатоники, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л.-М., 1965; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Котляревський I. A., Дiатонiка i хроматiка як категорii музичного мислення, Киiв, 1971; Бочкарева О., О некоторых формах диатоники в современной музыке, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971; Сигитов С., Ладовая система Белы Бартока позднего периода творчества, в сб.: Проблемы лада, М., 1972.

Ю. H. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Электронная музыка Течения в искусстве
Оркестр Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Музыкальный момент Музыкальные жанры
Павана Музыкальные жанры
Бельгийский балет Балет и танец
Венеция музыкальная Национальные культуры
Художник в балете Балет и танец
Entree, антре Балет и танец
Контрабас Музыкальные инструменты
Группетто Теория музыки
Греческий распев Церковная музыка
Буфф, буффа Термины и понятия

Реклама