Гавриил Николаевич Попов (30 августа [12 сентября] 1904, Новочеркасск — 17 февраля 1972, Репино) — русский советский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).
Гавриил Николаевич Попов – композитор, которого когда-то называли более талантливым, чем его великий сверстник Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Его консерваторский наставник утверждал, что Попов достиг цели, которую ставил Михаил Иванович Глинка – соединил «узами законного брака» западноевропейскую полифонию и русскую народную песню. Как кинокомпозитора его ценили Сергей Михайлович Эйзенштейн и Александр Петрович Довженко, а Сергей Сергеевич Прокофьев предлагал ему совместно работать над музыкой к фильму «Иван Грозный», а во второй половине ХХ столетия Попов оказался в тени Шостаковича, Прокофьева и других современников. Но даже беглое знакомство с его музыкой убеждает, что забвения она не заслуживает.
Гавриил Попов появился на свет в Новочеркасске в семье учителя гимназии. Будучи учителем русского языка и логики, отец увлекался музыкой – неплохо пел и играл на скрипке, организовал хор среди коллег и даже сочинял небольшие пьесы, а мать играла на фортепиано. Гавриил проявлял разносторонние способности: в детстве мать обучала его фортепианной игре, а с тринадцати лет он учился в консерватории, в юности он обучался рисованию, одновременно получая образоване в Ростовском университете на физико-математическом факультете и в Донецком политехническом институте на инженерно-архитектурном факультете. Параллельно работал в железнодорожной мастерской в качестве чертежника, но Попова всё больше увлекала музыка. Сочинять он начал в шестнадцатилетнем возрасте.
Когда Попову было восемнадцать лет, он отправился в Петроград и стал студентом консерватории. Он живо интересовался современной музыкой, изучая сочинения Игоря Федоровича Стравинского, Пауля Хиндемита, особенно увлекала его музыка Арнольда Шёнберга. В консерваторские годы было написано произведение, занесенное Поповым в список сочинений как Op. 1 – две пьесы, в одной из которых («Экспрессия») проявился интерес к экспрессионизму, а другая («Мелодия») сочетает черты неофольклоризма и конструктивизма. В 1924 г. Попов в результате «качественной проверки» был отчислен из консерватории, в течение года его наставник Владимир Владимирович Щербачев добивался его восстановления и занимался с ним частным образом. За этот год Попов проявил себя как концертирующий пианист, поражая публику экспрессивной манерой и виртуозной техникой.
Дипломная работа Попова – Септет для флейты, скрипки, кларнета, трубы, фагота, виолончели и контрабаса – была с большим успехом исполнена в 1927 г. в Москве (впоследствии Септет стал самым исполняемым произведением Попова). В том же году была завершена Большая сюита для фортепиано. В конце 1920-х гг. композитор создал музыку к нескольким театральным постановкам, в том числе – к пьесе Юрия Олеши «Список благодеяний», а в 1930-х гг. создал музыку к одному из первых советских звуковых фильмов («Песня»), к документальному фильму «КШЭ» («Комсомол – шеф электрификации») и к кинокартине «Чапаев».
В 1932 г. композитор представил на Всесоюзный конкурс, посвященный юбилею Октябрьской революции, свою Первую симфонию. Она удостоилась премии, но спустя три года после премьеры в Ленинградской филармонии была запрещена. И хотя вскоре запрет был снят, Попов продолжал считаться «неугодным». Вторая половина 1930-х гг. была для Попова тяжелым временем, многие произведения того периода не были завершены, в частности, опера «Александр Невский». На основе музыкального материала оперы была создана «Героическая интермедия» для тенора и хора с оркестром – это произведение композитор создал в 1942 г. в блокадном Ленинграде, а в 1944 г. переработал ее в увертюру-кантату «К победе!».
Наиболее значительным сочинением военных лет стала Симфония № 2, «Родина» (1943), которая в 1946 году получила Сталинскую премию II степени. Ее успех побудил композитора вернуться к Concerto grosso на основе музыки к фильму «Испания», работу над которым начал еще в 1939 г., но прервал из-за новых заказов на музыку к фильмам и спектаклям. В процессе работы концепция сочинения изменилась, и оно стало Третьей симфонией. Последнее написанное во время войны произведение Попова – Ария для виолончели со струнным оркестром, посвященная памяти Алексея Николаевича Толстого.
В 1948 г. Попов наряду с многими другими композиторами был обвинен в «формализме». В последующие годы он создал множество хоровых сочинений, для которых характерен фольклорный колорит и патриотическая тематика, среди них особенно примечательна «Казачья шуточная». Возможно, обращение к фольклорным истокам было во многом обусловлено желанием «реабилитироваться», но донской фольклор действительно был близок Попову – уроженцу Новочеркасска. Одновременно – через два месяца после печально известного постановления – Попов начал работать над Четвертой симфонией «Слава Отчизне!» В отличие от трех предшествующих симфоний композитора, она написана для хора и солистов без участия оркестра. Она оказалась настолько сложной, что взяться за исполнение симфонии не решился ни один хор, и полностью она не исполнялась никогда – только ее вторая часть была исполнена в 1949 г.
В 1950-х гг. были написаны Квартет-симфония, посвященная памяти отца композитора, Симфония № 5 «Пасторальная», «Былина про Ленина», музыка к фильмам «Поэма о море» и «Неоконченная повесть». Попов задумывался о создании оперы на сюжет «Короля Лира». Замысел не был осуществлен, но оказал влияние на концепцию Шестой симфонии, ставшей последней симфонией композитора. В 1960-х гг. Попов продолжал работу в области киномузыки – была написана музыка к кинокартинам «Казаки», «Сказка о царе Салтане».
В последние годы жизни Гавриил Николаевич остро ощущал свое одиночество. В глазах коллег-современников он был уже композитором прошлого, его юбилей был отмечен авторским концертом, но дата прошла почти незамеченной в музыкальном мире.
Гавриил Попов ушел из жизни в 1972 г. Его произведения вновь начали широко исполняться после 1985 г.
Сочинения:
опера — Александр Невский (1941, не окончена); для солистов, хора и оркестра — увертюра-кантата К победе (сл. С. М. Городецкого, 1944), поэма Былина про Ленина (слова и напев сказителя И. Конашкова, 1950); для солистов и хора a cappella — 4-я симфония (Слава отчизне, 1949); для оркестра — 5 симфоний (1-я 1928-35, 2-я премия на Всесоюзном конкурсе им. 15-летия Октября; 2-я — Родина, 1943, осн. на музыке к фильму «Она защищает родину», Сталинская премия, 1946; 3-я — на испанские темы, из музыки к фильму «Испания», 1936; 5-я Пасторальная, 1956; 6-я Праздничная, 1969); для инструмента с оркестром — Концерт-поэма (для скрипки, 1937), Симфоническая ария памяти А. Н. Толстого (для виолончели и струнного оркестра, 1946); камерно-инструментальные ансамбли — Песня для скрипки и фортепиано (1927); Мелодия для виолончели и фортепиано (1941); струн. квартет (1951), септет для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и к-баса (1927); для фортепиано — Образы (1925), Большая сюита (1928), 2 мазурки-каприса (1944), 2 пьесы (1947), 2 сказки (1948), 3 лирич. поэмы (1954); для голоса и фортепиано — 2 вокализа (1926-1927), 2 лирических стихотворения А. С. Пушкина (1938), 2 романса для тенора (сл. М. А. Левашова, 1948), Москва, праздничный вальс (сл. Левашова, 1948) и др.; для хора a cappellа — сюита для детского хора Край наш родной (cл. Левашова, А. И. Машистова, А. А. Прокофьева, 1948), поэма Народам — мир (cл. А. Филатова, 1950), поэма-кантата Славься, партия родная! (cл. Машистова, 1952), Простой человек, коммунист (cл. С. Рустама, 1959), 5 терских казачьих хоров (слова народные и Л. Н. Толстого из повести «Казаки», 1961), хоры на сл. А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева, Пушкина, М. А. Светлова, В. А. Рождественского, С. Я. Алымова, Ли Цзи и др.; музыка к радиопостановкам и драматическим спектаклям (св. 10).