Лучано Паваротти. К 75-летию со дня рождения

Лучано Паваротти

Когда пришла весть о смерти Лучано Паваротти, много, очень много людей во всем мире не смогли удержать слез, хотя все знали, что великий тенор тяжело болен. Он стойко боролся с раком поджелудочной железы. Много, слишком много значила эта фигура для поклонников оперы, любителей музыки, жителей его родного города Модена и для всех, всех, всех…

Теперь ясно: это был один из великих певцов и самый красивый голос двадцатого века. Бурная, насыщенная успехами жизнь, потрясающая карьера (Паваротти пропел почти сорок лет), несколько омраченная в последние годы рискованными “вылазками” в сферу легкой музыки, и вызывающая неоднозначное отношение личная жизнь…

Лучано Паваротти родился 12 октября 1935 года в городе Модена, одном из важных центров области Эмилия. Сын булочника, обладавшего неплохим тенором и певшего в церковном хоре, Лучано с детства был заражен страстью к музыке. Его судьбу можно было считать предопределенной, хотя он рос нормальным мальчишкой: помимо пения, его увлечением был футбол. Но в отличие от папы Фернандо, судьба одарила Лучано самым красивым, самым серебристым, самым горячим и самым харизматическим голосом, который только можно себе представить.

Паваротти не учился в консерватории: факт, который критики ставили ему в упрек в течение всей карьеры. Он занимался с тенором Арриго Пола, который научил его технике, которая может быть признана единственной и позволила ему сохранить красоту тембра и верхние ноты на протяжении многих десятилетий, а потом – с Этторе Кампогалльяни, который “отгранил” его чудесный голос, посвятил в секреты фразировки и интерпретации. Дебют Лучано состоялся 20 апреля 1961 года в театре Реджо-Эмилия, в роли Рудольфа в Богеме – она станет одной из его любимых и “знаковых” ролей.

Молодой тенор имел успех: последовали приглашения на прослушивания в Лондоне, Амстердаме, Вене, Цюрихе. Через четыре года Паваротти дебютировал в Америке, в Лючии ди Ламмермур. Его партнершей была легендарная Джоан Сазерленд. Но время “феномена Паваротти” пришло 17 февраля 1972 года, когда на сцене Метрополитен Опера в Нью-Йорке он выступил в роли Тонио в Дочери полка и так отважно, блестяще и без малейшего напряжения “отгвоздил” девять сверхвысоких “до” в знаменитой арии, что зал взорвался нескончаемыми овациями. Семнадцать вызовов “освятили” самую потрясающую карьеру двадцатого столетия.

С этого момента жизнь Паваротти проходила в самых престижных театрах мира, в окружении самых известных дирижеров и самых прославленных коллег. Он пел под руководством Аббадо, Бернстайна, Караяна, Ливайна, Меты, Маазеля, Мути, а его партнерами по сцене были Мирелла Френи (кстати, также уроженка Модены и даже его молочная сестра), Монсеррат Кабалье, Рената Скотто, Джоан Сазерленд, Леонтин Прайс, Ширли Верретт, Фьоренца Коссотто, Пьеро Каппуччилли, Шерил Милнс. С двумя другими знаменитыми тенорами, Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом, его связывала личная и творческая дружба. Его голос звучал на всех континентах, не только в стенах театров, но и на стадионах и грандиозных открытых площадках типа Гайд-Парка в Лондоне или Сентрал-Парка в Нью-Йорке. Не сосчитать присужденных ему премий “Грэмми” и золотых и платиновых дисков.

Увы, не всё мед в истории жизни этого уникального певца. В молодости Паваротти был физически привлекателен: в истории музыки останется огромных размеров толстяк, утирающий платком непрерывно струящийся пот. Не только любовь к лакомствам его родной земли, вину ламбруско, тортеллини и дзампоне привела его к значительной полноте, но и лукулловские ужины, следовавшие за спектаклями, страсть к сладостям и булимия невротического характерa. Уже в семидесятые годы вес Паваротти достиг 150 килограммов. Нельзя сказать, что его физический облик вызывал энтузиазм у него самого: он не терпел появлений на экране в полный рост, предпочитал крупные планы.

Вокруг него существовало подобие двора, как у короля: достаточно вспомнить некоего Томаса, в прошлом немецкого сержанта, который отвечал за ритуал выхода Маэстро на сцену (“расстояние от кулис восемь метров и ни на один больше”), за необходимые ему табуретки, за минеральную воду, за буфет с тартинками с лососиной, сыром, ветчиной и обилием фруктов… И потом женщины, много женщин. Паваротти любил окружать себя женщинами: в подобные моменты он напоминал султана. Существует фильм Yes Giorgio! (провалившийся в прокате), где Паваротти появляется в качестве этакой карикатуры на итальянского тенора, в голове у которого только еда и женщины.

К числу его недостатков относился и недостаток памяти: как следствие, он не стремился к изучению новых ролей. “Big Luciano” (“Большой Лучано”) до безумия любил три из них: Неморино в Любовном напитке, Ричарда в Бале-маскараде и Рудольфа в Богеме. Его интерпретации этих партий вряд ли кому-нибудь удастся превзойти. Остаются незабываемыми исполнение ролей в операх Беллини и Доницетти, в таких операх Верди, как Ломбардцы, Эрнани, Риголетто, Трубадур, Травиата. В лучшие годы его карьеры, которые обессмертила завукозаписывающая фирма Decca, искуccтво Тенориссимо завоевало сердца знатоков и любителей оперы не только благодаря волшебной красоте голоса, но удивительным контролем над вокальным аппаратом, чистоте интонации, отчетливости дикции и тонкости фразировки.

Однако по части музыкальности и особенно актерского таланта Паваротти уступал Пласидо Доминго – сначала сопернику, потом другу. С его внешностью было трудно перевоплощаться. В ролях Неморино и Герцога Мантуанского, Рудольфа и Каварадосси, Манрико и Калафа он прежде всего был самим собой: обаятельным, улыбчивым, бесспорно добрым и заражающим оптимизмом. Признанный знаток голосов Эльвио Джудичи сказал о нем: “В конце концов, Big Luciano всегда интерпретировал самого себя”.

К началу 1990-х годов относится творческий альянс Лучано Паваротти с двумя другими знаменитыми тенорами – Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом. Впервые они выступили вместе в Италии, в концерте, посвященному чемпионату мира по футболу. Арии и песни в их исполнении до сих вызывают ностальгические вздохи. Благодаря им оперные арии, до тех пор известные только меломанам, стали всемирными хитами, подобно арии Калафа Nessun dorma из пуччиниевской Турандот, известную более под названием Vinceró – заключительное слово арии, в которой Тенориссимо блистал неповторимой красотой и звонкостью верхнего си. Поразительная вещь: коммерческий успех компакт-дисков и видеозаписей концертов Трех Теноров превзошли превзошел успех Элвиса Пресли и группы Роллинг Стоунз!

К тому же времени относится начало выступлений в больших концертах на открытых площадках, которые принесли Паваротти еще больше славы, чем исполнение оперных партий. В Гайд-Парке он собрал 150 тысяч зрителей, и даже непрекращающийся дождь не помешал его грандиозному успеху. В 1993 году пятьсот тысяч людей собралось на концерт Паваротти в Сентрал-Парке, и миллион следил за выступлением тенора по телевидению. А в сентябре того же года под сень Эйфелевой башни собралось триста тысяч, и все ради Big Luciano!

С 1992 по 2003 год в родной Модене великий тенор организовывал благотворительное шоу Pavarotti&Friends (Паваротти и Друзья), собирая знаменитых рок- и поп-звезд и выступая в дуэтах с ними. У специалистов эта новая сфера его деятельности вызывала чувство смущения. Pavarotti&Friends способствовали еще большей популярности певца (их регулярно транслировала итальянская телекомпания RAI), не говоря уже о количестве людей, которым помогли собранные средства, но распевание песенок в компании со Стингом, Дзуккеро, Лучо Далла, Андреа Бочелли и т.д., и т.п. привело к тому, что оперная ария стала звучать у Паваротти как какой-нибудь попсовый хит, и наоборот…

Долое время находилась в центре внимания газетчиков личная жизнь Маэстро. Его брак с Адуа Верони, от которого родились три дочери, Кристина, Джулиана и Лоренца, продлился тридцать пять лет. В фантастическом успехе Паваротти синьоре Адуа принадлежала огромная роль. Слухи о кризисе в отношениях между супругами Паваротти начали циркулировать в 1993 году, а три года спустя газеты поместили фото тенора в компании с его молодой (на тридцать пять лет моложе) секретаршей Николеттой Мантовани. В марте 1996 же года супружеская пара Паваротти подала заявление о разводе по взаимному согласию. Но это было только началом битвы в суде, которая устроила певцу жена, требовавшия половину его состояния. Общественное мнение всегда было на ее стороне. Развод последовал 4 июля 2000 года, и эта история, принесшая ее участникам немало страданий и непреходящее ощущение горечи, оказалась неотделимой от другой печальной истории: уклонения от уплаты налогов. В конце концов, Big Luciano помирился с налоговыми органами и уплатил: называют цифру в 25 миллиардов лир (около 13 миллионов евро).

От союза Тенориссимо с Николеттой 13 января 2003 года родились близнецы Риккардо и Аличе, к сожалению, мальчик умер. А 13 декабря того же года Паваротти, наконец, смог официально соединиться с обожаемой Николеттой: среди гостей были Лучо Далла и Хосе Каррерас. В последние годы бывшая секретарша всегда была рядом с ним: знающие люди говорили, что у этого ангела Маэстро голова менеджера. Мнение, что в пении дуэтом с рок- и поп-звездами и, как следствие этого, в падении репутации Паваротти, есть доля ее вины, никогда не было опровергнуто.

Официально карьера Лучано Паваротти завершилась 11 мая 2002 года когда ему пришлось отказаться от участия в Тоске на сцене Метрополитен Опера. Но предупредительные “звонки” начались девятью годами раньше: на закате карьеры Маэстро стал петь “удручающе однообразно”, забывал слова, а позднее перестал обращать внимание на оркестр и партнеров, отменял мероприятия, в которых дал согласие участвовать и тут же “засвечивался” на других…

Сразу после смерти великого тенора, последовавшей в пять часов утра шестого августа 2007 года, газеты начали кричать о “кризисе между Паваротти и Мантовани” и о “детективе, связанном с наследством”. Лидия Ла Марка, супруга Леоне Маджера, многолетнего концертмейстера Паваротти и первого мужа Миреллы Френи, дала интервью газете La Stampa, в котором цитировала высказывания певца в последние недели жизни: “Николетта мучает меня, засталяет меня жить в одиночестве, не пускает ко мне друзей, плохо говорит о моих дочерях, окружает меня людьми, которые мне не нравятся. Она постоянно думает о деньгах, приносит мне на подпись бумаги…”. И подлинный крик души: “Или я застрелюсь, или разведусь с ней”. Мирелла Френи утверждала, что в последний период жизни Паваротти сблизился с первой женой: ”Он часто звонил ей. Лучано просил меня помочь ему увидеться с ней, организовать встречу… Они виделись три раза, в доме в Саличета Панара, где прожили вместе много лет”.

Что касается наследства, то состояние Паваротти достигло 200 миллионов долларов, не считая комплекса Европа 92 (ресторан, манеж, ферма, квартиры), имения Вилла Джулия на побережье Адриатики, в Пезаро, квартиры в Нью-Йорке с окнами на Сентрал Парк, квартиры в Монте-Карло. Певец составил завещание 13 июня 2007 года: согласно итальянским законам, 50% было предназначено четырем дочерям (в равных частях), 25% - жене и оставшимися 25% завещатель мог располагать, как ему вздумается. Поначалу говорили, что эти оставшиеся 25% Паваротти предназначил все той же Николетте, кроме того, что он оставил по пятьсот тысяч евро двум своим верным сотрудникам. Имена последних не назывались, но, скорее всего, речь шла о его ассистенте Тино и о секретарше Веронике.

В последние недели жизни Паваротти поместил на своем сайте в Интернете просьбу вспоминать его как “Оперного тенора” (именно так в оригинале, с большой буквы, “un tenore d’Opera”). Как будто предвидел, что его популярность в качестве партнера поп-звезд может позволить СМИ вспоминать его как “rockettaro”… Мы же помним его таким, каким он был: подлинно выдающейся личностью, наделенной огромной харизмой и способностью общения с публикой, не чуждого человеческим слабостям, человеком, наделавшим много ошибок, но наделенным добрейшим сердцем и подарившим миллионам людей счастье открытия музыки и наслаждения ею.

Странные совпадения: Паваротти умер в год, когда исполнилось 50 лет со дня смерти Беньямино Джильи, и 25 - со дня смерти Марио Дель Монако. Бальзак говорил: “Случай – это Бог”.

реклама

вам может быть интересно

Три юбилея и один Гергиев Классическая музыка

Ссылки по теме