Wooden Russia
Маленькая кантата на стихи С. А. Есенина (1964)
Состав исполнителей: тенор, мужской хор, оркестр.
«Деревянная Русь», «Отчалившая Русь» – так часто звучит у Свиридова даже в названиях его произведений слово «Русь». Это поистине главная тема его творчества. Музыкальному техническому новаторству, связанному с «дальнейшим развитием шенбергианской идеи» композитор противопоставлял поиск новой художественной идеи, которую, по словам Георгия Васильевича, «Россия выстрадала». Такой идеей в понимании Свиридова было то, что он называл «мифом о России – возвышенным величественным и трагическим». Он понимал, что против этого «мифа» ведется борьба, но сохранить себя Россия способна только в том случае, если сохранит его. Выражением этого «мифа» виделась ему русская музыка – от Михаила Ивановича Глинки до Сергея Васильевича Рахманинова, и творчество Свиридова стало продолжением этой традиции. Воплощение образа Руси в его музыке происходит от двух мощных истоков – фольклорной традиции и русского церковного пения.
Неудивительно, что чрезвычайно близким для Свиридова оказалось творчество Сергея Есенина – поэта, в чьих стихах воплощена трагическая любовь к родине, печаль о разрушении ее духовных основ. Эта тема, составляющая главную сущность есенинской поэзии, была блестяще воплощена композитором в кантате «Поэма памяти Сергея Есенина», созданной в 1955 г. По прошествии девяти лет, уже после создания «Курских песен» – произведения на фольклорной основе – композитор вновь обращается к творчеству Есенина. Маленькая кантата «Деревянная Русь», которую создает он теперь, одновременно и похожа на предыдущую «есенинскую» кантату, и отличается от нее. Вновь «голосом поэта» становится тенор, участвует в исполнении и хор. Но если в «Поэме памяти Сергея Есенина» был задействован смешанный хор, то здесь композитор отдает предпочтение мужскому с его суровым звучанием. Произведение скромнее по масштабу – оно состоит всего из четырех номеров, а роль хора менее значительна – он появляется лишь в финале, три номера из четырех полностью отданы солисту. Это связано с иным кругом образов: в отличие от «Поэмы Памяти Сергея Есенина», здесь нет драматического конфликта, картины рушащегося мира – все остается в пределах родной стихии поэта, патриархальной «святой Руси», образ которой складывается из двух неразрывно связанных частей: природа, печальный русский пейзаж – и вера. Самоуглубление в поисках душевной чистоты становится главной темой кантаты.
Все четыре стихотворения, выбранные Свиридовым, Есенин написал в 1914-1916 гг. – события, разрушившие его «мир», еще не развернулись в России, хотя предвестие их уже ощущается… Примечательно, что даже работа над «Поэмой памяти Сергея Есенина» и над «Деревянной Русью» шла в противоположном направлении: «Поэма» изначально задумывалась как вокальный цикл для голоса с фортепиано, а затем была переработана в кантату с участием хора и оркестра, «Деревянная Русь» создавалась для тенора и хора с оркестром, а позднее, уже после премьеры, композитор создал новую редакцию – камерную, для тенора и баса с фортепиано.
Музыкальный язык «Деревянной Руси» складывается из двух интонационных основ. Одна из них – народная песня в ее крестьянской ипостаси, интонации которой так естественно ложатся на есенинские стихи, поскольку звучат в них. Близость к народно-песенным интонациям определила и форму частей цикла, близкую к куплетной, и предельно простую фактуру. Оркестровая ткань исключительно прозрачна – даже там, где в вокальную мелодию проникают эпические интонации (четвертый номер – «Не ищи меня ты в Боге»), это не столько «Русь богатырская», сколько та «кроткая родина», чей образ пронизывает все есенинское творчество. Вторая интонационная основа – колокольный звон. Он сопровождает певца, присутствуя в оркестровой ткани от первого номера до последнего, и в четвертом номере его интонации проникают в вокальную мелодию. Во взаимодействии этих интонационных основ рождается тот образ «святой Руси», в которой сливаются воедино патриархальный быт, неотделимый от природы, и православные идеалы святости.
Первая часть – «Прощай, родная пуща» – пронизан энергичным ритмом шага (крестьянский сын покидает родной дом). Решительность поступка героя подчеркивается дублированием вокальной мелодии в инструментальной партии, но и на этой картине лежит оттенок печали (минорная тональность), а в аккомпанементе звучит колокольный звон. Эта «колокольность» фактуры и печаль получают развитие во втором номере – «Топи да болота», в этом созерцательном музыкальном пейзаже; неторопливо разворачивающаяся мелодия опирается на квинту, которую Римский-Корсаков назвал «душой русской музыки». В третьей номере – «Я странник убогий» – возвращается ритм шага, на этот раз неспешного, эта часть напоминает духовный стих, спетый под звон колоколов. Кульминацией цикла становится четвертый номер – «Не ищи меня ты в Боге» – с его гимнической вокальной мелодией и мощными колокольными звучаниями в оркестре.
«Деревянная Русь» впервые прозвучала в 1966 г. в Москве. В 1967 г. Алексеем Масленниковым и Александром Ведерниковым была исполнена вторая редакция. Партию фортепиано исполнял сам Георгий Свиридов.
История создания
В 1964 году, ознаменованном появлением «Курских песен», Свиридов вновь обращается к поэзии Есенина (1895—1925). Снова его влечет есенинская патриархальная Русь. Но в отличие от прежних есенинских сочинений, здесь нет ни внешнего действия, ни драматических конфликтов. В четырех частях маленькой кантаты, как определил ее композитор, на первый план выступает размышление, сосредоточенный взгляд вглубь себя, утверждение духовной просветленности и чистоты.
В основу кантаты положены четыре стихотворения Есенина, относящиеся к разным годам. Первое — «Прощай, родная пуща...» (1916) — прощание крестьянского сына, уходящего из родной деревни. Второе — «Топи да болота...» (1914) — щемящий сердце пейзаж родного края, скромного, «забытого и родного». Третье — «Я странник убогий...» (1915) — образ смиренного молящегося странника, идущего по родной стране с Иисусом в сердце. И, наконец, финальное, четвертое, — «Наша вера не погасла...» (1915), которому Свиридов дал название «Не ищи меня ты в Боге», — размышления о судьбе России, приводящие поэта к горькому, хотя внешне оптимистическому итогу. Четырехчастной кантате композитор предпослал эпиграф из Есенина: «Русь моя, деревянная Русь!»
Первое исполнение кантаты «Деревянная Русь» состоялось 5 февраля 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории. И сразу же композитор стал работать над новой, камерной редакцией сочинения — для тенора и фортепиано, с участием баса. Эта редакция впервые была исполнена 4 февраля 1967 года в Малом зале Московской консерватории в исполнении А. Масленникова и автора, при участии А. Ведерникова.
Музыка
Четыре части кантаты — это четыре вокально-оркестровых миниатюры, написанные нежными и чистыми, как бы акварельными красками. Их интонационную основу образуют мотивы, характерные для крестьянских песен различных жанров, использованные с необыкновенной чуткостью, высоким вкусом и изящной простотой. Несмотря на тройной состав оркестра, сопровождение всегда прозрачно, в нем — свет и воздух. Первые три части исполняются солистом-тенором, и лишь в финале вступает мужской хор.
1-я часть, «Прощай, родная пуща», состоящая всего из четырех восьмитактов, пронизана ритмом бодрого шага. 2-я часть, «Топи да болота», — тончайший лирический пейзаж, в котором изобразительное и выразительное слиты в органичном единстве, создающем впечатление застылости, завороженности, вечной неподвижности. Движение наступает в 3-й части, «Я странник убогий», где устанавливается ритм неспешного шага. Ее мелодия свободна, размашиста, отличается импровизационностью. Финал — «Не ищи меня ты в Боге» — резко отличается по характеру от предшествующих частей. Его открывают мощные колокольные звучания, на фоне которых вступает гимническая мелодия («Наша вера не погасла, святы песни и псалмы»). Но далее торжественный гимн Богу и свету переходит в свою противоположность: с авторским определением «твердо и сильно» под аккомпанемент жестких, словно рушащих все аккордов вступают последние строки:
Там построены палаты
Из церковных кирпичей;
Те палаты — казематы
Да железный звон цепей.
Не ищи меня ты в Боге,
Не зови любить и жить...
Я пойду по той дороге
Буйну голову сложить.
Л. Михеева