«Куллерво» / «Куллерво-симфония» (фин. Kullervo), Op. 7 — симфоническая поэма для солистов, мужского хора и оркестра финского композитора Яна Сибелиуса (1892).
Народные легенды и предания – тот непреходящий источник, в котором черпают вдохновение художники, поэты и композиторы. Не был исключением и финский композитор Ян Сибелиус. Тягу к фольклорным образам он ощутил еще в молодости – примечательно, что произошло это в то время, когда он находился вдали от родины, обучаясь сначала в Берлине, а затем в Вене. Молодого композитора неудержимо влечет родная литература, финские песни. Предметом особого интереса Сибелиуса становится «Калевала» – карело-финский эпос, в котором композитор видит «саму музыку – тему и вариации».
«Калевала» – эпос своеобразный. У него нет древнего автора, хотя бы полулегендарного, и нет единого сюжета, проходящего через все произведение, как в древнегреческой «Илиаде». Она не была найдена в виде средневековой рукописи, как древнескандинавская «Старшая Эдда» – пятьдесят народных песен (рун) финский исследователь Элиас Леннорт записал со слов финских и карельских крестьян и объединил в эпопею. Но главное отличие «Калевалы» от большинства эпических традиций заключается в том, что в ее рунах почти нет сражений, завоеваний, воинских подвигов, а если герои и вступают с кем-то в противоборство, то эти персонажи являются скорее воплощением стихийных сил, чем внешними врагами. Герои «Калевалы» – не воины, на страницах карело-финского эпоса мы встречаемся с чудесным певцом Вяйнямейненом, кузнецом Ильмариненом. Но есть в «Калевале» персонаж, который стоит особняком среди ее героев – это Куллерво. Его можно было бы назвать «романтическим героем», если бы это понятие было применимо к эпосу – но в таком ключе мог трактовать его композитор конца XIX столетия. Именно образ Куллерво привлек внимание Яна Сибелиуса.
Вся жизнь Куллерво проходит в конфликте с окружающим миром. Еще до рождения героя его отец был убит собственным братом Унтамо, и мальчик, узнав об этом, поклялся отомстить. Убийца его отца, у которого Куллерво находился в рабстве, из страха перед решимостью и необыкновенной силой юноши продает его кузнецу Ильмаринену в пастухи, но жена кузнеца невзлюбила его и запекла камень в хлебе, который дала ему. Сломав о камень нож – единственную память об отце – Куллерво мстит злой женщине: вместо коров и телят он пригоняет к дому медведей и волков, которые разрывают хозяйку. Бежав из рабства, юноша влюбляется в прекрасную девушку – но влюбленные слишком поздно узнают, что они брат и сестра. Устыдившись невольного греха, девушка совершает самоубийство. В отчаянии Куллерво истребляет весь род Унтамо и бросается на собственный меч.
Жанр произведения, в котором воплотил Сибелиус этот эпический сюжет, трудно определить однозначно. Сам композитор именовал его симфонией, однако в партитуре имеется подзаголовок «симфоническая поэма», участие хора и солистов сближает его с кантатой, однако традиционно «Куллерво» называется симфонией. Сочинение представляет собой монументальную композицию в пяти частях: «Интродукция», «Юность Куллерво», «Куллерво и его сестра», «Куллерво вступает в борьбу», «Смерть Куллерво». Стройная композиция развивается от «Интродукции» через эпическую экспозицию, представленную во второй части, к смысловому центру третьей части, где впервые появляются солисты и хор (как иронически замечал Сибелиус, он отдал предпочтение мужскому хору, поскольку женщины могут принять злоключения героя слишком близко к сердцу, и петь они тогда не смогут). Четвертая часть представляет собой драматическое скерцо, трагический накал страстей достигает апогея в заключительной части, где вновь участвует хор. Цельность произведения во многом обеспечивается темой заглавного героя, имеющей характер призывного клича, из нее произрастает множество других тем – и героических, и пасторальных.
В музыкальной ткани симфонии соотечественники композитора усматривали типичные интонации финских эпических песен, предполагая, что Сибелиус цитировал подлинные мелодии рунопевцев. Но композитор этого делать не мог по той причине, что… не слышал их. Уже после создания «Куллерво» он посетил Карелию, где дольше сохранялась карело-финская устная традиция, чтобы там «услышать из уст народа руны «Калевалы». Таким образом, композитор, не цитировал народных мелодий – он мыслил категориями карело-финской фольклорной традиции.
Премьера «Куллерво», состоявшаяся в апреле 1892 г. в Хельсинки, стала первым триумфом Яна Сибелиуса, который сам дирижировал исполнением своего сочинения. Тем не менее, сам композитор не был удовлетворен своей работой. В соответствии с его желанием, симфония больше не исполнялась до самой смерти автора.